Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Омельченко, Л. Г. Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов / Л. Г. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45499/ (дата обращения: 16.12.2024).



…Чтобы научиться говорить, надо говорить

М. Р. Львов

Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий. Общим требованием является формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребёнка при разных вариантах и видах нарушений, относится к специфическим требованиям.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. Опыт работы ориентирован на подбор методов и приёмов, стимулирующих речевую активность детей-логопатов, с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Главная проблема современного педагога — как выбрать из того изобилия и разнообразия, которые предлагает сейчас образовательный рынок именно то, что нужно ему для конкретной работы. Вопрос о том насколько эффективны и целесообразны те средства, которые педагог использует для решения поставленных задач, чтобы они не вступали в противоречие, а наоборот, поддерживали и обогащали друг друга.

Процесс коррекции речевых нарушений должен строиться в соответствии с процессом речевой коммуникации, т. е. отбор речевых единиц, лексических тем и ситуаций общения должен отражать практические потребности и мотивацию детей. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. Компонентами речевой активности, по мнению М. Р. Львова, являются:

1) общая активность, коммуникабельность, инициативность;

2) умение преодолевать скованность, застенчивость;

3) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи. [4,с. 9].

Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Помехами речевой активности могут стать речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребёнка психологически, неустойчивость внимания, замкнутость, застенчивость и т. д. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определённом уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.

К основным видам деятельности ребёнка дошкольного возраста относят игру и общение. Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Именно в процессе игры у него возникает множество неотложных вопросов, без выяснения которых дальнейшее ее продолжение оказывается невозможным. А это значит, что наибольшую потребность в речи ребенок испытывает во время игры. Игра способствует проявлению личностного начала в индивидууме. В игре проявляется свобода выбора, предвидение решений, преодоление препятствий. Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень развития мышления и речи.

Анализ методической литературы показал, что разностороннее влияние на личность ребёнка оказывают театрализованные игры, являясь сильным, но ненавязчивым педагогическим средством. Ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Исполняемая роль ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется его звуковая культура речи. У него улучшается диалогическая речь её грамматический строй, интонационный строй. Дети, умеющие играть, могут перевоплощаться, импровизировать, легче переносят стрессы, им проще вставать на точку зрения другого человека, понимать окружающих, сопереживать им. В свою очередь, названные качества, если их развивать, позволяют устанавливать бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, позволяют решать поставленные задачи. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи. По выражению известного психолога С. Л. Рубинштейна ”в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка” [14, с 21].

Об игровых приёмах в логопедической работе, разнообразии работы с наглядным материалом и многоцелевом его использовании говорилось не раз. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Ребёнок должен играть и тогда, когда преодолевает трудности, а исправление недостатков речи — это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжёлой работой.

Многие специалисты, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. А от повторений не куда не деться — нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело идёт постановка звука, и каждый, даже самый незначительный, шаг вперёд стоит больших усилий ребёнка и логопеда. Если этап автоматизации растягивается, логопеду в прямом смысле слова приходиться ломать голову над тем, как разнообразить занятия и вызвать речевую активность ребёнка. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Активность ребёнка и результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявлять инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театральная деятельность является условием психологического комфорта ребёнка, что способствует формированию у него оптимистического настроения, что в свою очередь ведёт к успешной реализации коррекционного процесса.

С помощью театрализованных средств логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

— развивать фонематическое восприятие,

— совершенствовать слоговую структуру слова,

— автоматизировать вызванные звуки,- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,- совершенствовать связные высказывания. Основным моментом театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Если слово сочетается с восприятием зримых образов, с музыкой, воздействие игры на ребёнка возрастает многократно, и тем эффективнее решаются воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

В процессе коррекционного воздействия, ребёнку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается, в целях формирования позитивной мотивации к деятельности. Этому будет способствовать создание ситуаций успеха, в которых у ребёнка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше. Поэтому при организации занятия следует учитывать:

—принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей,

—принцип определённой последовательности — от конкретных значений к более абстрактным,

—принцип последовательного усложнения игровых и речевых задач,

— принцип обеспечения активной речевой практикой.

В своей работе на логопункте использую следующие виды театральной деятельности:- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры).

Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия, в основу которого положено содержание сказки, рассказа, спектакля. Во что же ребёнок любит играть больше всего? Конечно в сказку! Это волшебное «как будто бы» позволяет сделать процесс обучения ребёнка естественным, раскрепощает его. Раз увиденная сказка надолго оставляет в душе ребёнка ощущение волшебства, праздника. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей. Сказка, в которой обычно побеждает добро, больной становится здоровым, бедный богатым, а слабый сильным, даёт детям чувство защищённости.

Продолжительность показа одной сказки может составлять 2 мин, а можно провести сюжет через всё занятие (это зависит от того, над каким этапом автоматизации вы работаете).Каждый раз важно, чтобы сюжет был законченным, содержал, по возможности, конфликтную ситуацию, а также воспитательный момент. На начальном этапе проигрываются хорошо знакомые сказки. Однако, впоследствии, при показе сказки, на более поздних этапах обучения, по достижении детьми соответствующего уровня речевого развития можно менять её содержание. Причём, в этом случае изменится и результат действия. Добавление нового персонажа или действия позволит логопеду насытить сказочный сюжет корректируемым звуком. Несомненно, что подобные изменения в сказке, вызовут необходимость в подробном анализе поступков героев.

Естественно, на логопедических занятиях сказка не просто проигрывается с помощью наглядного материала. Она служит инструментом разнообразных речевых упражнений.

Наличие игрушки помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче. Для проигрывания сказок возникла необходимость в подборе наглядного материала.. В своей работе использую несколько видов театра, изготовленные своими руками.

— Настольный театр игрушек (из помпонов)

D:\Лариса\DCIM\100_0442.JPGD:\Лариса\фото дети\100KC913\100_0326.JPG

C:\Users\Сергей\Desktop\DCIM\100KC913\100_0432.JPG

C:\Users\Лариса\Desktop\P1050588.JPG- Театр оригами

- Пальчиковый театр «Топотушки»

D:\Лариса\фото дети\фото2\P1050605.JPG

C:\Users\Сергей\Desktop\DCIM\100KC913\100_0422.JPGD:\Лариса\DCIM\100_0448.JPGC:\Users\Сергей\Desktop\DCIM\100KC913\100_0420.JPG- Театр на ложках

C:\Users\Сергей\Desktop\DCIM\100KC913\100_0438.JPG- Театр на ковролине

Давая детям относительную самостоятельность при проигрывании сказки, взрослый продолжает руководить развитием её сюжета через реплики сказочника или одного из персонажей. Например, чувствуя, что действие сказки, демонстрируемой детьми, принимает конфликтный характер, логопед может объявить её окончание следующими словами: «Тут прилетел добрый Волшебник и всех помирил».

Благодаря подобным упражнениям дети учатся участвовать в беседе, формулировать свои высказывания по законам диалогического общения. Театрализованные игры способствуют закреплению правильного произношения и служат инструментом разнообразных речевых упражнений.

Пусть ребёнок уйдёт от Вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить её завтра!

Литература:

  1. Борисова Е. А. ст. «Занятия-это скучно?...Нет, интересно!», /Логопед/ № 2,2008 г.,с15
  2. Июдина.Л.В. ст. «Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи», /Логопед в детском саду/№ 7 за 2008 г., с18–20
  3. ЛинчукЛ.А.,ст. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы»,/ Сфера/, № 6, 2007 г., с7–9
  4. Львов М. Р. Основы теории речи., Москва, 2000г., с 7–9
  5. Маханева М. Д., /Театрализованные занятия в детском саду/, М., «Сфера», 2001 г., с3
  6. Погосова Н. М. /Погружение в сказку/, «Речь», Санкт-Петербург, 2006 г, с2–5
  7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., /Театрализованные игры в детском саду/, М., «Школьная Пресса», 2000 г., с2–4
  8. Репина З. А., Буйко В. И., /Уроки логопедии/, Екатеренбург, «Литур», 2001г., с3
  9. Сорокина Н. Ф. /Играем в кукольный театр/ «АРКТИ», Москва, 2004 г.,с5
  10. Стребелева Е. А. /Специальная дошкольная педагогика/ «Академия»,Москва, 2001 г., с19–23
  11. Ткаченко Т. А. ст. «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками»,/Практическая психология и логопедия/ № 3–4 за 2003 г., с5–15
  12. Фурсенко Н. А.,ст. «Театрализованные игры в помощь логопеду», /Сфера/, № 5,2005 г., с13–15
  13. Швайко Г. С.,/Игры и игровые упражнения для развития речи/, М.,Просвещение, 2008г, с 12–18
  14. Широкова Г. А. /Справочник дошкольного психолога/, «Феникс»,Ростов-на-Дону, 2004 г., с21
Основные термины (генерируются автоматически): речевая активность, игра, ребенок, наглядный материал, время игры, дошкольный возраст, процесс игры, речевая деятельность, театральная деятельность, устная речь.


Похожие статьи

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Похожие статьи

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Задать вопрос