Работа в данном направлении проводится с 2000 года на логопункте нашего дошкольного учреждения, затем в группе компенсирующей направленности с детьми различной степени тяжести.
В данный период в нашем дошкольном учреждении такой группы нет, но на логопункте стали оставаться дети, родители которых по каким-то причинам отказались от оформления ребёнка в специализированные сады или группы. Чаще стали появляться дети с инвалидностью, которым иногда необходимы особые условия развития.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» (1993 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.) каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей. Эту информацию мы обязательно доносим до родителей, уточняя возможности предоставления ребёнку необходимой ему помощи.
Самую представительную группу среди «проблемных» детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, так как чаще всего в патологический процесс оказываются вовлечены все стороны психофизического развития ребёнка: мотивационно – потребностная, социально – личностная, моторно – двигательная, эмоционально – волевая, а также мышление, познавательная и продуктивная деятельность, речь, поведение и, как следствие этого, нарушение целостного развития.
Каждый педагог знает, что нормальное развитие ребёнка возможно только при совокупности нескольких условий:
- Состояние здоровья ребёнка – биологический фактор развития.
- Благоприятная социально-педагогическая среда – социальный фактор развития, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.
- Активность самого ребёнка – двигательная, познавательная, речевая, коммуникативная.
Самым тесным образом с содержанием всех разделов программы на всех этапах обучения связана игра. На особом месте находятся театрализованные игры. Именно они оказывают помощь в решении проблемы взаимодействия взрослого с ребёнком в эмоциональном и социально-нравственном развитии, оказывают влияние на физическое и моторно-двигательное, сенсорное, познавательное развитие. Нельзя переоценить их роль в речевом и коммуникативном развитии. Но успешному и наиболее эффективному применению театрализованных игр должна предшествовать большая предварительная работа.
С чего же начинать?
С налаживания контакта с воспитателями групп, в которых находятся дети с ОВЗ и совместной диагностики детей?
При анализе диагностирования детей с ОВЗ на фоне низкого уровня общего развития наблюдалось своеобразие эмоционального и социально-личностного развития: эмоциональная обеднённость, снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному подражанию, слабая реакция на новое. Дети с ОВЗ практически не стремились к самостоятельности и оставались индифферентными к своим действиям. Поэтому главной задачей является необходимость вызвать у детей интерес, активность, желание общаться со взрослыми и детьми, постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон настроения, активизировать речевую деятельность детей. На это особенно пришлось уделить внимание, так как основной состав детей группы с незначительными нарушениями звукопроизношения и достаточно внятной речью, часть детей со значительным нарушением звукопроизношения, неудовлетворительным состоянием просодической стороны речи.
Можно только удивляться и убеждаться в мудрости и уникальности наших предков, которые задолго до открытия учёными взаимосвязи рук и речи, придумывали и передавали из поколения в поколение такие потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.
Я, как логопед, в своей работе большое внимание уделяю таким упражнениям, как массаж и самомассаж, а воспитатели, в свою очередь, параллельно со мной работают над пальчиковой гимнастикой, которая выполняется в сопровождении коротких стихотворений и потешек. Как одно из новых направлений развития интеллекта используются методы кинезиологии (развитие головного мозга через движения); специальные упражнения пальцев и кистей рук, языка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, выполнение различных мимических движений, упражнения на координацию и ориентировку в пространстве.
Все эти упражнения сначала разучиваются вместе с детьми, выполняются по показу, индивидуально. Потом можно использовать словесную инструкцию, иллюстративный материал, всевозможные схемы, картинки, карточки-пиктограммы. Дети могут выполнять эти упражнения парами (зеркальное отображение), небольшими подгруппами, с использованием необходимых предметов, игрушек, элементов мини театров, деталей костюмов, декораций. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к ознакомлению детей с основными эмоциональными состояниями и способами их вербального и невербального выражения, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения, когда каждый ребёнок имеет возможность в дальнейшем проявить себя в какой-то роли.
За время нашей совместной работы мы смогли убедиться в своевременности, эффективности и целесообразности использования театральных методик в работе с детьми. Это подтверждают и новые направления в практике дошкольных образовательных учреждений, одним из которых является работа с детьми с ОВЗ, посещающими массовые группы. Всё чаще знакомые всем слова и понятия: игра, игрушка, музыка, кукла, сказка употребляются в словосочетаниях со словами «терапия», «педагогика».
Появилась литература, поднимающая и решающая проблемы применения театрализованных игр.
Одновременно с обучающим моментом театрализованные игры имеют огромное воспитательное значение: через них дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения; совершенствуется речь, звуковая культура, интонационный строй, незаметно активизируется словарь; происходит приобщение к духовным ценностям. А реализация развития ребёнка посредством театрализованной деятельности осуществляется через:
Создание условий для развития творческой активности детей: способность свободно и раскрепощено держаться, уметь использовать и импровизировать средства мимики, выразительных движений, интонаций и т.д.
Приобщение детей к театральной культуре: знакомство с разными жанрами и видами театров.
Обеспечение театрализованной взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Только при выполнении всех этих условий мы можем получить конкретный, зримый результат.
Этапы развития театральной деятельности:
- Обследование.
- Самомассаж.
- Артикуляционная гимнастика /развитие мимики/.
- Развитие эмоциональной отзывчивости /психолог, воспитатели, музыкальные работники, хореограф, преподаватели по изобразительной деятельности и физической культуре, логопед, медицинские работники, положительно настроенный коллектив МДОУ, театр /мимика, жесты, интонации/.
- Пальчиковая гимнастика.
- Потешки.
- Кинезеологическая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Логоритмика.
- Развитие просодической стороны речи /интонирование/.
- Мини-сценки с игрушками.
- Элементы сюжетно-ролевой игры, сама игра.
- Участие в утренниках, развлечениях, выступлениях перед детьми, другими взрослыми в театрализованных постановках от мини-сценок до игр-драмматизаций.