Театрализованная игра как средство развития речи у детей с нарушением речи
Авторы: Стрельбицкая Ирина Александровна, Катыхина Елена Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 30.01.2023
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Стрельбицкая, И. А. Театрализованная игра как средство развития речи у детей с нарушением речи / И. А. Стрельбицкая, Е. А. Катыхина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8035/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы делятся практическим опытом, наработкой. Рассказывают о важности театрализации в коррекции речевого развития у детей с нарушением речи.
Ключевые слова: театр, игра, дети.
— Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? А может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр? К большому сожалению, таких заботливых мам не становиться больше год от года (хотя большинство мам не работающие, домохозяйки или в декретном отпуске по уходу за ребёнком) да и билеты в театр нынче «кусаются». Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, на вопрос, заданный нами, абсолютное большинство ответило отрицательно (т. е. совсем никогда!). Надо добавить, что дети проживают и ходят в детский сад в городе областного значения, важного экономического, транспортного и культурного центра Сибири. Где в театрах и культурных центрах недостатка нет.
Также актуально стоит проблема объёма «живого» общения родителей и детей, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
Почему мы заговорили о театре? Потому что наши дети «бывают в театре» и участвуют в спектаклях приходя в гости друг к другу. И потому, что мы считаем использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах — самым оптимальным решением. Театр по своей сути — это игра, но игра с речью, в процессе которой мы решаем речевые проблемы дошкольников.
Традиционная постановка и автоматизация звуков скучный, однообразный и утомительный процесс, а театрализованные игры вовлекают детей в эту кропотливую монотонную работу, помогают преодолеть трудности при коррекции речевых нарушений.
Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий. Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы:
— Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
— Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
— Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
— Совершенствование монологической и диалогической форм речи
— Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе
В своей работе мы используем различные виды театрализованных игр: игры-драматизации (игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям) и режиссерские игры (настольный плоскостной и объемный, театр на фланелеграфе, кукольный (бибабо, пальчиковый))
В играх-драматизациях нашидети, исполняют роль в качестве «артиста», самостоятельно играют, создают образ с помощью комплекса средств. В режиссерских играх «артистами» являются игрушки или их заместители, а дети, организуя деятельность как «сценарист или режиссер», управляют «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет.
Участвуя в театрализованной игре, дети совершенствуют диалоги и монологи, осваивают выразительность речи. Так же осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы
Их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Вершиной нашей творческой работы является постановка мюзикла или сказки на новый лад.
Совместно с учителем — логопедом опираясь на программу, где рекомендуется список художественных произведений, соответствующих возрасту. Наша работа проходит в несколько этапов:
— ознакомление с произведением, распределение ролей
— обогащение словаря
— разучивание текста, отработка звукопроизношения
— репетиции с использованием мимики, жестов, походки (индивидуально, затем подгруппой детей)
— изготовление атрибутики, декорации привлекая родителей
— подбор музыкального сопровождения
— показ «широкому» кругу зрителей
Я как воспитатель прежде всего привлекаю ребят к чтению художественной литературы; уделяю большое внимание обогащению словаря; развитию памяти с расширением словарного запаса; развитию мелкой моторики (пальчиковые игры и речь с движением — это ведь как спектакль в миниатюре). В утренние часы провожу упражнения для эмоционального развития детей и для развития мимики, жестов, с элементами психогимнастики по материалам лексических тем. Оказалось большим трудом научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент — страх, испуг, боль, радость, гордость.
Внедряя театральную деятельность в повседневную жизнь старших дошкольников, мы строим свою работу в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Она помогает ребенку подобрать нужный тембр голоса, учит их ритмично и выразительно двигаться.
Совместно с инструктором по физической культуре подбираются различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.
Для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, учитель-логопед использовал в своей работе игры, направленные на слуховое восприятие, ассоциативное мышление, звуко-слоговую структуру, грамматику.
В заключении хочется отметить, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Может наши выпускники и не будут выступать на большой сцене в театрах нашего города, но мы точно знаем, что помогли преодолеть нашим воспитанникам чувства застенчивости, эмоционально раскрепоститься, снять зажатость. Ребята научились смотреть на себя со стороны, работать в коллективе. А самое главное помогли научиться красиво говорить на родном языке.
Литература:
- Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003.
- Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти, 2002.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981.
- https://pedsovet.su/load/304–1–0–14869
Похожие статьи
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития
В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня
В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.
Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Формирование творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованной игры
В статье рассматривается понятие «умственно отсталый ребенок». Понятие творческого мышления. Формирование творческого мышления посредством театрализованной игры. Составление структуры блока занятий по формированию творческого мышления.
Похожие статьи
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития
В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня
В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.
Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Формирование творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованной игры
В статье рассматривается понятие «умственно отсталый ребенок». Понятие творческого мышления. Формирование творческого мышления посредством театрализованной игры. Составление структуры блока занятий по формированию творческого мышления.