Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Автор: Богданович Мария Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 12.11.2019
Статья просмотрена: 249 раз
Библиографическое описание:
Богданович, М. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности / М. А. Богданович. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15408/ (дата обращения: 21.11.2024).
Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка. Главным и основным направлением психического развития в дошкольном детстве, идет познавательное развитие. Ребенок начинает овладевать родным языком. В последние десятилетия в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Ребенку не хватает общения в семье, что приводит к виртуальному общению, вместо живого. Чтение книг заменяется, просмотрами мультфильмов средствами сети интернет. В результате, мы видим, что у ребенка младшего дошкольного возраста, нарушается речевое развитие: фонетическое, грамматическое и лексические стороны речи, а также нарушаются темпы ее формирования.
Младший дошкольный возраст является сензитивным для всестороннего развития личности ребенка. Как раз в 3–4 года происходит быстрое и активное становление его психических процессов, включая речь.
Дошкольное детство — очень маленький отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В это период идет бурное развитие, как никогда стремительно. Из маленького и беспомощного младенца, превращается в активную и самостоятельную личность. Все стороны психики ребенка, получают определенное развитие, тем самым начинается закладываться фундамент для дальнейшего его роста. Главным и основным направлением психического развития в дошкольном детстве, является познавательное развитие. Ребенок начинает овладевать родным языком. Начинает происходить становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и другое. Речь ребенка, превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. В последние десятилетия в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Дети, которые поступают в детский сад, имеют ограниченный словарный запас, из-за чего проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста становится актуальной. Важнейшим элементом общения с другими детьми является устная речь, которая служит главным компонентом в общении.
Речевое развитие ребенка, мы можем наблюдать в различных видах детской деятельности, главным из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это яркая эмоциональная передача образа героя невербальными и вербальными средствами. Где ребенок реализует свой творческий замысел, через собственную личность. Своеобразие театрализованной деятельности мы можем наблюдать в разных видах деятельности: музыкальных и речевых. Ребенок начинает двигаться под музыку, он поет, слушает, импровизирует, а главное играет.
По мнению Л.С Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации [1].
Исследователь Л.С Фурмина пишет в своих трудах, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля.
Основными направлениями развития творческой деятельности младшего дошкольного возраста, состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельно-игровой деятельности. От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех и пяти сверстников, исполняющих роли. От имитации действий фольклорных и литературных персонажей и имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоения роли, как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Творческая деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребенка, как интеллектуального, так и художественно-эстетического воспитания.
Творческая деятельность источник развития переживаний, чувств, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Ребенок своим сердцем и умом, выражает свое отношение к добру и злу. Через преодоление трудностей в общении, неуверенности в себе начинает познавать положительное отношение к миру, вследствие чего у него возникает чувство радости. Существует большое многообразие воспитательных возможностей через театрализованную деятельность, которые позволяют решать ряд задач: любые интересы и желания ребенка могут быть удовлетворены, так как тематика не ограничена; ребенок начинает знакомиться с окружающей действительностью во всей ее полноте — через краски, звуки и музыку [2].
Перед педагогом стоит огромная задача, научить детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы, обобщать. Через правильно подобранные и умело поставленные вопросы, педагог совершенствует речь ребенка. Немаловажную роль в театрализованной деятельности является расширение и закрепление словарного запаса. При проведении театрализованных занятий с детьми существуют упражнения, которые, формируют у ребенка выразительность речи (вербальной и невербальной), артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомима, театральные этюды, подготовку (репетиции) с разыгрыванием сказок и инсценировок. А также задания, которые включают упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Ребенок знакомится не только с текстом сказки, но средствами ее драматизации жестом, мимикой, костюмом, декорациями, движением и т. д.
Структура театрализованной деятельности предполагает создание положительного эмоционального настроя ребенка. Театрализованная деятельность может проводиться в разных формах, где ребенок и педагог реализует свой творческий потенциал. А также в ней существует эмоциональное заключение, которое обеспечивает ребенку успешность в обучении и развитии. Через театрализованную деятельность эффективно решаются задачи развития речи младших дошкольников. Огромную роль в интенсивном развитии диалогической речи, является самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя действия по ролям, и действия детей с кукольными персонажами. Тем самым у ребенка начинает улучшаться грамматический и интонационный строй речи. Совершенствуется связная и диалогическая речь. Развивается умение отвечать полным ответом на вопросы, а также заканчивать фразу. Существует ряд условий в использовании театрализованной деятельности: это единство социально-эмоционального и когнитивного развития; наличие эффективных приемов и методов работы с детьми; участие в комплексе с детьми и взрослыми (родители и педагоги). Важно обогатить эту деятельность интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием [3].
Несомненно, что развитие речи через театрализованную деятельность младшего дошкольного возраста, одна из приоритетных задач в обучении и воспитании ребенка, которая позволит эффективно развить социально-эмоциональное состояние ребенка. А также улучшить активизацию и совершенствование словарного запаса, связную и образную речь, звукопроизношение, выразительность и темп. А самым главным критерием в эмоциональном состоянии это радость ребенка и его активное участие и интерес.
Литература:
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // — СПб.: Союз, 1997.- С.96.
- Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх: художественное творчество и ребенок [Текст] / Я. С. Фурмина// под ред. Н. А. Ветлугиной. М:Педагогика, 1972. — С. 87–99.
- Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М. Д. Маханева // М.:- ТЦ «Сфера», 2009г.- С. 128.