Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 12.11.2019

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Богданович, М. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности / М. А. Богданович. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15408/ (дата обращения: 21.11.2024).



Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка. Главным и основным направлением психического развития в дошкольном детстве, идет познавательное развитие. Ребенок начинает овладевать родным языком. В последние десятилетия в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Ребенку не хватает общения в семье, что приводит к виртуальному общению, вместо живого. Чтение книг заменяется, просмотрами мультфильмов средствами сети интернет. В результате, мы видим, что у ребенка младшего дошкольного возраста, нарушается речевое развитие: фонетическое, грамматическое и лексические стороны речи, а также нарушаются темпы ее формирования.

Младший дошкольный возраст является сензитивным для всестороннего развития личности ребенка. Как раз в 3–4 года происходит быстрое и активное становление его психических процессов, включая речь.

Дошкольное детство — очень маленький отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В это период идет бурное развитие, как никогда стремительно. Из маленького и беспомощного младенца, превращается в активную и самостоятельную личность. Все стороны психики ребенка, получают определенное развитие, тем самым начинается закладываться фундамент для дальнейшего его роста. Главным и основным направлением психического развития в дошкольном детстве, является познавательное развитие. Ребенок начинает овладевать родным языком. Начинает происходить становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и другое. Речь ребенка, превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. В последние десятилетия в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Дети, которые поступают в детский сад, имеют ограниченный словарный запас, из-за чего проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста становится актуальной. Важнейшим элементом общения с другими детьми является устная речь, которая служит главным компонентом в общении.

Речевое развитие ребенка, мы можем наблюдать в различных видах детской деятельности, главным из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это яркая эмоциональная передача образа героя невербальными и вербальными средствами. Где ребенок реализует свой творческий замысел, через собственную личность. Своеобразие театрализованной деятельности мы можем наблюдать в разных видах деятельности: музыкальных и речевых. Ребенок начинает двигаться под музыку, он поет, слушает, импровизирует, а главное играет.

По мнению Л.С Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации [1].

Исследователь Л.С Фурмина пишет в своих трудах, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля.

Основными направлениями развития творческой деятельности младшего дошкольного возраста, состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельно-игровой деятельности. От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех и пяти сверстников, исполняющих роли. От имитации действий фольклорных и литературных персонажей и имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоения роли, как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Творческая деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребенка, как интеллектуального, так и художественно-эстетического воспитания.

Творческая деятельность источник развития переживаний, чувств, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Ребенок своим сердцем и умом, выражает свое отношение к добру и злу. Через преодоление трудностей в общении, неуверенности в себе начинает познавать положительное отношение к миру, вследствие чего у него возникает чувство радости. Существует большое многообразие воспитательных возможностей через театрализованную деятельность, которые позволяют решать ряд задач: любые интересы и желания ребенка могут быть удовлетворены, так как тематика не ограничена; ребенок начинает знакомиться с окружающей действительностью во всей ее полноте — через краски, звуки и музыку [2].

Перед педагогом стоит огромная задача, научить детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы, обобщать. Через правильно подобранные и умело поставленные вопросы, педагог совершенствует речь ребенка. Немаловажную роль в театрализованной деятельности является расширение и закрепление словарного запаса. При проведении театрализованных занятий с детьми существуют упражнения, которые, формируют у ребенка выразительность речи (вербальной и невербальной), артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомима, театральные этюды, подготовку (репетиции) с разыгрыванием сказок и инсценировок. А также задания, которые включают упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Ребенок знакомится не только с текстом сказки, но средствами ее драматизации жестом, мимикой, костюмом, декорациями, движением и т. д.

Структура театрализованной деятельности предполагает создание положительного эмоционального настроя ребенка. Театрализованная деятельность может проводиться в разных формах, где ребенок и педагог реализует свой творческий потенциал. А также в ней существует эмоциональное заключение, которое обеспечивает ребенку успешность в обучении и развитии. Через театрализованную деятельность эффективно решаются задачи развития речи младших дошкольников. Огромную роль в интенсивном развитии диалогической речи, является самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя действия по ролям, и действия детей с кукольными персонажами. Тем самым у ребенка начинает улучшаться грамматический и интонационный строй речи. Совершенствуется связная и диалогическая речь. Развивается умение отвечать полным ответом на вопросы, а также заканчивать фразу. Существует ряд условий в использовании театрализованной деятельности: это единство социально-эмоционального и когнитивного развития; наличие эффективных приемов и методов работы с детьми; участие в комплексе с детьми и взрослыми (родители и педагоги). Важно обогатить эту деятельность интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием [3].

Несомненно, что развитие речи через театрализованную деятельность младшего дошкольного возраста, одна из приоритетных задач в обучении и воспитании ребенка, которая позволит эффективно развить социально-эмоциональное состояние ребенка. А также улучшить активизацию и совершенствование словарного запаса, связную и образную речь, звукопроизношение, выразительность и темп. А самым главным критерием в эмоциональном состоянии это радость ребенка и его активное участие и интерес.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // — СПб.: Союз, 1997.- С.96.
  2. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх: художественное творчество и ребенок [Текст] / Я. С. Фурмина// под ред. Н. А. Ветлугиной. М:Педагогика, 1972. — С. 87–99.
  3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М. Д. Маханева // М.:- ТЦ «Сфера», 2009г.- С. 128.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, дошкольное детство, творческая деятельность, диалогическая речь, основное направление, познавательное развитие, психическое развитие, родной язык.

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры