В статье говорится о успешном развитии речи у детей младшего возраста в дошкольном учреждении благородя театрализованной игре и творческим играм.
Ключевые слова: театрализованная игра, творческое развитие, речь, младший возраст, дошкольное учреждение.
Одним из основных показателей развития речи в младшем возрасте является наличие речи. Основой целью общения является социализация ребенка, его успех в общении с другими людьми, просить помощи и быть в контакте с окружающим миром. Многими специалистами установлено, развитие мышления и речи взаимосвязаны.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].
Успешное развитие речевого аппарата, связанной речи служит основой развития ребёнка и его успешной учёбы в дальнейшем. Развитию речи детей младшего возраста посвятили свои работы такие психологи и лингвисты, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньевская, A. M. Леушина и др.
При подробном изучении понятия " речь» в работах учёных-исследователей в отношении детей дошкольного возраста. По определению С. Л. Рубинштейна, «речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредством языка. Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [2, с. 49].
Многие творческие игры и занятия позволяет не только существенно повысить уровень речи, но и дать толчок для успешного развития, игра — это самый эффективный способ обучения у детей младшего возраста. «Ребенок выражает свои эмоции, чувства, публично выступает. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь» [3, с. 5].
С. Л. Рубинштейн высказывался: «Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается» [5, с. 24].
Идеи Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого о роли родного языка в развитии и воспитании детей разрабатывали в своих работах по методике развития речи дошкольников Е. И. Тихеева, A. M. Леушина.
Все взрослые говорят, что развитие речи лучше всего начинать в раннем возрасте. Как отмечает М. Д. Маханева, «речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задаёт вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительной особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия» [6, с. 20].
Мы согласны с мнением А. М. Антипиной о том, что «творческое развитие крайне важно в развитие речи и формирует множество полезных навыков, особенно театральные постановки и игры. Театральная игра — это самый распространённый вид детского творчества так как реализуется через повседневные игры. Она близка и понятна ребёнку, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Под театрализованными играми учёные понимают «сюжетно-ролевые игры, реализация сказок, мультфильмов и участие известных персонажей в сюжетно ролевых играх» [5, с. 44–56].
Благодаря такой деятельности дети быстро осваивают фонетическое звучание слов и могут с лёгкостью соотнести понятие слова с его значением и пониманием, так как всегда в доступе имеется наглядный материал и часто встречаемые в обиходе предметы и игрушки. Также необходимо понимать и об уникальности развития ребёнка с помощью театрализованного творческого подхода, многие постановки ставятся на материалах сказок, мультфильмов что позволяет детям с интересом и энтузиазмом узнать уникальность старинных слов, их произношение и практическое применение, что в свою очередь позволяет не только узнать новое, но и значительно расширить кругозор и представление об окружающем мире. С помощью такой игры воспитанники детских садов могут развивать и эмоциональный интеллект, что позволяет лучше узнать свои эмоции и способствуют более лёгкому и интересному пребыванию в саду и лёгкому общению с окружающими, позволяя ребёнку научится чувствовать свои эмоции и научится их обсуждать и передавать через персонажа игры.
Разновидностями форм театрализованной деятельности являются кукольный театр, настольный театр, инсценировки, постановки и др.
Цель статьи: теоретически обосновать использование театрализованных игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Для развития речи детей мы разработали перспективный план с использованием театрализованных игр на сюжеты народных сказок. Были использованы сказки «Теремок», «Курочка и цыплята», «Довольный котёнок», «Зимовье зверей», «Новый год в лесу», «Зайцы и медведь», «Заяц и лиса», «Пушистые снежинки», «Глупые мышата», «Лиса, заяц и петух».
Для благотворного развития ребёнка необходимо и педагогическое мастерство и заинтересованность педагога. В организации театрализованной деятельности широко используем народные сказки, считалки, народные песенки, стишки, загадки. Из словесных методов применяем рассказ, беседы, чтение художественных произведений, сказок, потешки.
Игровые упражнения, этюды, считалки, пальчиковые игры помогают подготовить детей к театрализованной деятельности. Широко используем чтение, просмотр и обсуждение видеофильмов, анализ картин по сказочным сюжетам.
Этапы подготовки к реализации постановки:
- Чтение, прослушивание произведения.
- Обсуждение содержания, характера персонажей.
- Проговаривание диалогов по ролям.
- Показ воспитателем характерных особенностей образов героев (хитрая лиса, неуклюжий медведь, трусливый зайка, храбрый воин и т. д.).
- Этюды по формированию умений передавать характер героев, эмоциональный настрой.
С помощью данных этапов воспитанникам намного легче воспринимать информацию, они с удовольствием ждут продолжение занятия и с лёгкостью пробуют роли различных персонажей. Также педагогами было отмечено что дети многие фразы и слова стали использовать в повседневной жизни и играх, что свидетельствует об успешном усвоении материала и их практическом применении.
Регулярная работа, направленная на творческое развитие детей через театрализованною игру, позволяет с лёгкостью получить высокие результаты в обучении воспитанников. Дети данного возраста восприимчивы к информации и с огромным удовольствием подражают взрослым и любимом героем.
Многие родители готовы принимать активное участие в подготовке к постановке и самом мероприятии. Видя горящие глаза и увлечённость своих детей их результаты и всестороннем развитии. Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью работы любого педагога, так как без участия семьи в воспитании и развитии ребёнка невозможно сделать этот процесс эффективным. В повседневной жизни группы родители также принимают активное участие.
Нами проведена работа, которая говорит о своей успешности в развитии речи воспитанников дошкольных учреждений. Результаты нашей работы показали, что благодаря участию детей в постановках, театрализованных играх уровень развития речи, новые слова, чистота произношения и увеличение прилагательных и новых слов вырос у всех детей. Улучшение результата не зависело от исходного уровня развития речи. Таким образом, проведённая работа подтвердила гипотезу о том, что театрализованные игры играют большую роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
- ФГОС Дошкольное образование // https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии -П.,2007. — 49.
- Антипова И. Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения.-2012.-№ 9.-С. 5.
- Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — М.,1997.-53.
- Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистике // Вопросы языкознания. — 1986. — № 1 — С. 44–56.