Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Театрализованная деятельность как средство развития успешного взаимодействия дошкольников

Спецвыпуск
11.12.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Белоусова, О. А. Театрализованная деятельность как средство развития успешного взаимодействия дошкольников / О. А. Белоусова, И. В. Гриненко, С. В. Сгурская, Н. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10618.


Дошкольный период в жизни ребенка является важнейшим этапом формирования личности, именно в группе детского сада ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и формируются зачатки коммуникативности и дружелюбия.

Наиболее интересным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность играет немаловажную роль в формировании взаимоотношений детей — она как один из видов развивающей деятельности в дошкольном возрасте, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В данном виде деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной деятельности для речевого развития, для самовыражения и самореализации ребенка.

По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный период, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности.

В нашем дошкольном учреждении вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок может сыграть свою роль. Так как именно театрализованные игры — одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя. В каждой группе нашего детского сада есть оснащенные различными видами театра, атрибутами, костюмами театральные центры, которые находятся в свободном доступе для детей.

Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

— как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;

— как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка [4, с.44].

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:

— развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога);

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;

— нравственным воспитанием;

— формированием эстетического вкуса;

— художественным образованием и воспитанием детей [5,с.22].

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важны и театрализованные игры, которые развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика не ограничена.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания [1, c. 23]. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей.

С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Театрализованная деятельность дает большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты [3, с. 51].

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. (Л. В. Артемова, Л. С. Фурмина и др.) [2, c. 23–29]. Их можно разделить на две основные группы: драматизация и режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во-вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре недавние события, которые произвели на них впечатления. Иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова) [2, с. 17]

В нашем дошкольном учреждении проводится дополнительная образовательная услуга «Театральные представления». Она очень востребована у наших самых маленьких воспитанников. Малыши с большим удовольствием смотрят кукольные спектакли, смеются, когда смеются персонажи, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя и всегда готовы прийти к нему на помощь.

Уже много лет в детском саду существует традиция театральной недели. Каждый год воспитанники старших групп и воспитатели готовят театрализованные постановки, собираются в музыкальном зале и погружаются в мир театра, радуют друг друга различными постановками.

Понятно, что театрализованная деятельность не появится сама собой, ведущая роль в этом принадлежит, конечно же, воспитателю и всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «перевоплощению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Таким образом, крайне важным является организация театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Ведь именно она считается одной из самых демократичных, доступных для детей деятельностью, вида искусства, которая позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием дошкольников.

Литература:

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя [Текст] / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. — 264с.
  2. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /Л. В. Артёмова. — М.: Педагогика, 2001. — 294с.
  3. Игры-драматизации в детском саду [Текст]: науч. тр. / под ред Е. Л. Трусовой.- Киев, 2001.- 412с.
  4. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст] / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. — М.: Владос, 2004–234с.
  5. Петрова, Т. И., Сергеева, Е. Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. — М.: «Школьная Пресса», 2000. — 128 с.
  6. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] / Л. С. Фурмина //Худ. творчество и ребенок. — М., 2002. — 231с.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный