Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Театрализованная деятельность как средство развития успешного взаимодействия дошкольников

Спецвыпуск
Поделиться
Библиографическое описание
Белоусова, О. А. Театрализованная деятельность как средство развития успешного взаимодействия дошкольников / О. А. Белоусова, И. В. Гриненко, С. В. Сгурская, Н. А. Селезнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10618.


Дошкольный период в жизни ребенка является важнейшим этапом формирования личности, именно в группе детского сада ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и формируются зачатки коммуникативности и дружелюбия.

Наиболее интересным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность играет немаловажную роль в формировании взаимоотношений детей — она как один из видов развивающей деятельности в дошкольном возрасте, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В данном виде деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной деятельности для речевого развития, для самовыражения и самореализации ребенка.

По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный период, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности.

В нашем дошкольном учреждении вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок может сыграть свою роль. Так как именно театрализованные игры — одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя. В каждой группе нашего детского сада есть оснащенные различными видами театра, атрибутами, костюмами театральные центры, которые находятся в свободном доступе для детей.

Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

— как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;

— как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка [4, с.44].

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:

— развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога);

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;

— нравственным воспитанием;

— формированием эстетического вкуса;

— художественным образованием и воспитанием детей [5,с.22].

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Но не менее важны и театрализованные игры, которые развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика не ограничена.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания [1, c. 23]. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей.

С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Театрализованная деятельность дает большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты [3, с. 51].

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. (Л. В. Артемова, Л. С. Фурмина и др.) [2, c. 23–29]. Их можно разделить на две основные группы: драматизация и режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во-вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре недавние события, которые произвели на них впечатления. Иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова) [2, с. 17]

В нашем дошкольном учреждении проводится дополнительная образовательная услуга «Театральные представления». Она очень востребована у наших самых маленьких воспитанников. Малыши с большим удовольствием смотрят кукольные спектакли, смеются, когда смеются персонажи, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя и всегда готовы прийти к нему на помощь.

Уже много лет в детском саду существует традиция театральной недели. Каждый год воспитанники старших групп и воспитатели готовят театрализованные постановки, собираются в музыкальном зале и погружаются в мир театра, радуют друг друга различными постановками.

Понятно, что театрализованная деятельность не появится сама собой, ведущая роль в этом принадлежит, конечно же, воспитателю и всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «перевоплощению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Таким образом, крайне важным является организация театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Ведь именно она считается одной из самых демократичных, доступных для детей деятельностью, вида искусства, которая позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием дошкольников.

Литература:

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя [Текст] / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. — 264с.
  2. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /Л. В. Артёмова. — М.: Педагогика, 2001. — 294с.
  3. Игры-драматизации в детском саду [Текст]: науч. тр. / под ред Е. Л. Трусовой.- Киев, 2001.- 412с.
  4. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст] / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. — М.: Владос, 2004–234с.
  5. Петрова, Т. И., Сергеева, Е. Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. — М.: «Школьная Пресса», 2000. — 128 с.
  6. Фурмина, Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] / Л. С. Фурмина //Худ. творчество и ребенок. — М., 2002. — 231с.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный