Театрализованные игры как разновидность творческой игры и средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Авторы: Загинайло Светлана Алексеевна, Пикульникова Ирина Анатольевна, Калинина Марина Алексеевна, Зуева Любовь Владимировна, Сафонова Лариса Николаевна, Дурнева Ольга Вячеславовна, Рындина Марина Митрофановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 26.10.2021
Статья просмотрена: 171 раз
Библиографическое описание:
Театрализованные игры как разновидность творческой игры и средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / С. А. Загинайло, И. А. Пикульникова, М. А. Калинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6681/ (дата обращения: 17.12.2024).
На всех этапах развития общества нормы морали, как и нормы права, традиции, обычаи, являлись существенным регулятором социального поведения человека, а нравственность — одним из критериев оценки честности, порядочности человека. Идеалы совершенной личности у всех народов основываются на общечеловеческих и национальных ценностях, а также определяют и гендерные добродетели: мужчина — смелый, мужественный, честный, гордый, щедрый; женщина — умница и красавица, верная, хорошая мать, хозяйка.
Становление представлений личности о мире, отношениях людей, о себе, начинается в дошкольном детстве одновременно с развитием чувств и моральных качеств (гуманизма, коллективизма, любви к родителям и др.). В процессе нравственного развития под влиянием взрослых формируется направленность личности — система мотивов поведения. Нравственное воспитание тесно связано с духовно-нравственным развитием, поскольку взаимодействие между педагогическим воздействием и развитием личности происходит через восприятие, осознание, оценку и проверку опытом нравственных требований [9, 173].
Развитие современного ребёнка как личности предполагает максимальную реализацию активности ребёнка в мышлении и действиях, самостоятельность, творческую инициативу, стремление выбирать по своему усмотрению пути и средства достижения целей, намерения, реализовывать свои собственные потребности и интересы [3, 114].
Творческая активность дошкольника имеет два тесно связанных между собой, однако нетождественные источники — учебно-воспитательное влияние людей, что вокруг (прежде всего взрослых), и личный опыт самого ребенка, который включает, кроме прочего, опыт индивидуального взаимодействия с миром и результаты предыдущего обучения и воспитания.
Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, то именно игра в различных ее формах (в частности, театрализованная игра) должна стать для педагогов и родителей действенным способом формирования как личностных, так и творческих способностей дошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Детская игра — это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отражает впечатление от их познания. В то же время игра является мощным воспитательным средством [1, 43].
Л. С. Выготский указывал: «Игра по виду мало похожа на то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ её дает возможность определить процесс её движения и её роль в развитии дошкольника» [3, 191].
Психологическая природа, сущность, воспитательные и другие возможности игры как сложного, многофункционального феномена воплощены в ее признаках:
– Игра как активная форма познания окружающей действительности. Интерес ребенка к игре постепенно исчерпывается в результате усвоения знаний и умений.
– Игра как сознательная и целенаправленная деятельность. Каждой игре свойственна значимая для ребенка цель.
Обобщая данные многих исследований детской игры, Г. П. Щедровицкий приходит к выводу, что «игра есть особое отношение ребёнка к окружающему его миру. Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность. Социально заданный, навязанный ребёнку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру)”. [10, 86].
Театр — одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ребенка, действующих на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Те, кому повезло именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, всю жизнь будут воспринимать мир прекрасным, душа его не зачерствеет, и не будет жестокой, духовно обогатится. Театр является средством всестороннего развития дошкольников, важным методом воспитания. Театр аккумулирует жизненную мудрость, оптимизм, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, способствует развитию его познавательных интересов, совершенствованию психических процессов, предоставляет уникальную возможность для самовыражения личности.
Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению. Воспитание искусством — это наставление, знакомство с ролевыми моделями, заслуживающими внимания. Воспитательный механизм его более тонкий и не всегда просто уловимый, однако, удачный для восприятия детским духовным миром, ибо воспитывает детей игра и сама жизнь, её условия, формы, нравственная атмосфера, созданные магическим «как будто».
Эстетическое воспитание является целенаправленным процессом формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать трагическое, прекрасное, безобразное и комичное в искусстве и жизни, творить и жить «по законам красоты» [4, с.35]. Педагогам необходимо обращать особое внимание на важность целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом воспитании дошкольника, в том числе посредством театрализованной игры.
Игровой театр для малышей интересный и поучительный, настоящее продолжение их жизни. Дети охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда весело персонажам, скорбят вместе с ними, предупреждают об опасности и всегда готовы им помочь.
Театрализованные игры всегда манят, часто смешат детей, пользуются у них любовью. Тематика и содержание театрализованных игр должна иметь духовно-нравственную направленность, которая есть в каждой сказке и литературном произведении и должна находить место в импровизированных постановках. Это дружба, доброта, честность и смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Но большинство тем, сюжетов освещают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и отрицательных героев [2, 58].
Игра-драматизация требует от детей особые творческие способности:
- поэтический слух — особенно чувствительное восприятие содержания и формы литературного текста в единстве, а также выразительная речь ребенка;
- способность быстро воспринимать и осознавать содержание литературного произведения;
- умение сохранять живость впечатлений, передавать их при создании образа героя в игре, выражать к нему свои отношения и чувства, возникшие на этой основе, пользуясь при этом языком, движениями, мимикой.
Игра-драматизация осуществляется в несколько этапов:
1) подготовка к игре-драматизации, которая охватывает мероприятия, направленные на усвоение литературного текста: чтение или рассказывание текста воспитателем; прослушивание текста в звукозаписи; беседа с детьми об особенностях характеров голосов персонажей; пересказывание содержания текста, во время которого дети закрепляют в своей памяти последовательность действий, происходящей прямой речи персонажей и др.
2) обогащение знаний детей о персонажах и событиях, о которых идет речь в игре; упражнения в выразительном чтении текста; подготовка атрибутов и декораций. Этой цели служат специальные игровые упражнения, направленные на поиск и развитие выразительных средств (имитационных движений, чувств, шествия, мимики и т. д.), необходимых для создания образа;
3) собственно игра-драматизация, в которой развиваются творческие способности детей.
Перед началом игры-драматизации с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель несколько раз читает текст, а затем организует своеобразную драматизацию: опять читает произведение, а дети, прислушиваясь к тексту, выполняют определенные действия.
Со временем они запоминают стихи, представляют себя в определенной роли, пытаются самостоятельно воспроизводить текст. Запоминанию текста, последовательности развития сюжета способствуют неоднократное перечитывание его воспитателем, договаривание детьми важных для его содержания слов, которые рифмуются, рассматривание иллюстраций и тому подобное. Далее организуют игру-драматизацию в форме настольного театра: воспитатель показывает возможные для конкретной роли игровые действия, знакомит с особенностями речи персонажей и возможными выразительными средствами, раскрывающие их характеры. После этого дети выполняют роли персонажей произведения. Все это способствует развитию у дошкольников дружеских отношений, воспитанию дисциплинированности, организованности и тому подобное.
Источником информации, которую используют в своих играх старшие дошкольники, являются наблюдения и рассказы взрослых, сюжеты сказок, рассказов, фильмов и тому подобное. Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт драматизации, они инициативные, самостоятельные, проявляют творчество в создании игровых образов, декораций, атрибутов. Произведения, которые они играют, более сложные по содержанию, разнообразными по форме является их игры-драматизации. Это могут быть представления для детей других групп, индивидуальные и групповые игры по мотивам сказки, сценические импровизации отдельных отрывков разных рассказов и сказок [6, 97].
Дети дошкольного возраста относительно легко воплощают в игре сюжет литературного произведения (игра на тему литературного произведения), но по-разному. Одни дети разыгрывают отдельные эпизоды сказки, другие действуют, как любимый сказочный герой, третьи пытаются воспроизвести всю сказку, несколько обогащая ее содержание реальными жизненными фактами, проявляя творчество и выдумку. Поэтому в самостоятельных играх герои различных литературных произведений могут действовать очень неожиданно. Дети в них свободно примиряют непримиримых по сюжету сказки или рассказа героев, легко побеждают зло. Заканчиваться игра может так, как этого хочет ребенок, а не так, как об этом говорится в произведении. Отдельные герои настолько приходятся им по душе, что дети называют себя их именами, ориентируются на их поведение. Игры на темы литературных произведений меньше привязаны к сюжету и композиции конкретного произведения, чем игры-драматизации. Они могут сочетать события с разных литературных источников, произвольно интерпретировать их содержание.
Каждый из видов театрализованной деятельности ставит свои приоритетные речевые задачи. Когда ребенок просматривает представление, он воспринимает лучшие образцы правильной литературной речи, что способствует развитию и совершенствованию его собственной связной речи. В театрализованной игре обогащается и активизируется словарь детей, формируется умение самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, подбирать должное речевое оформление для реализации замысла, идеи. При подготовке театрального представления ребенок также выполняет упражнения, направленные на развитие выразительности, образности речи и усваивает готовые речевые формы [7, 6].
В игре дети активизируют, развивают свои речевые возможности, благодаря разнообразным выразительным речевым средствам их игра становится более содержательной, яркой. Особенная роль принадлежит слову в режиссерских играх, поскольку ребенок в них организует игру как режиссер, регулируя отношения действующих лиц. Носителями ролей в таких играх могут быть игрушки, другие предметы, от имени которых ребенок действует, говорит. Это требует от него умения управлять своим поведением, обдумывать действия и слова, контролировать свои движения.
Театрально-игровая деятельность стимулирует личностное развитие ребенка, развивает моральные и эстетические чувства, способность к перевоплощению, самоуважение. Формируя предметную среду для самостоятельной театрально-игровой деятельности, воспитатель должен учитывать уровень подготовленности детей к участию в ней, продумывать возможные формы ее реализации, театральный игровой материал (персонажи, элементы декораций), которые призваны пробуждать у детей желание играть. Развитие театрально-игровой деятельности детей зависит и от личности педагога, его эмоциональности, эстетической культуры, умения учитывать интересы и наклонности дошкольников, настраивать их на воплощение игровых замыслов.
Литература:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2007. — 123 с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 126 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] — М., 2005. — 278 с.
4. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] — Ульяновск, ИПКПРО, 2010. — с.3
5. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории психологии. — М.: Педагогика-Пресс, 2008. — 224 с.
6. Генов Г. В. Театр для малышей. — М.: Просвещение, 2011. — 154 с.
7. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 6. — С.5–7.
8. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] — М.: Карапуз: Сфера, 2009. — 144 с.
9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 2011. — 424 с.
10. Щедровицкий Г. П. Методологические основания к педагогическому исследованию игры / Избранные труды. — М.; Педагогика, 2005.