Формирование готовности дошкольника к школе средствами театральных игр
Авторы: Столяренко Алла Николаевна, Бикетова Наталья Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.09.2018
Статья просмотрена: 286 раз
Библиографическое описание:
Столяренко, А. Н. Формирование готовности дошкольника к школе средствами театральных игр / А. Н. Столяренко, Н. В. Бикетова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14488/ (дата обращения: 16.12.2024).
Готовность детей к школьному обучению — одна из основных проблем, стоящих перед педагогами школы, от ее решения зависит процесс воспитания и обучения младшего школьника. Эта же проблема является одной из важнейших задач, решаемых дошкольным образованием.
Педагогов ДОУ настораживает факт значительного роста количества детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере, недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.
А ведь старший дошкольный возраст — это переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной.
Одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода и воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.
Актуальным становится поиск вариантов такой подготовки ребенка к школе, которая могла бы, с одной стороны, облегчить его адаптацию к школьной ситуации, обеспечить переход к учебной деятельности как новому для ребенка виду деятельности на следующем возрастном этапе, с другой стороны, способствовать эффективности обучения и решению задач развития личности ребенка. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Для многих первоклассников трудна школьная адаптация, так как еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Первоклассник переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Ребенку не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. В период психологической адаптации ребенка к школе у большинства первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, формирования психологической готовности принятия на себя новой социальной роли-ученика — это путь через игру. Современные исследователи отмечают, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей дает педагогу массу информации как об игре ребенка, так и о нем самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой.
Неоспорим положительный результат использования игрового общения в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью повышения степени готовности старших дошкольников к обучению.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр.
Различные формы театрального действа всегда служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Они побуждают детей старшего дошкольного возраста действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности.
Театральные игры развивают в ребенке не только сферу чувств, но и психические процессы: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит раскрепощение, осознание и отработка социального поведения.
Театрально-игровая деятельность детей-дошкольников имеет две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) — это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) — это игры-драматизации. Не менее важен для ребенка дошкольного возраста коммуникативный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являясь толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Театрализация способствуют раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы, дает детям такие неоценимые приоритеты, как:
– уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;
– приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;
– приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;
– соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти;
– развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение;
– активизация разных сторон их речи — словаря грамматического строя, диалога, монолога, совершенствование звуковой стороны речи;
– приучение детей к дисциплине и самодисциплине, умение давать объективную оценку своим возможностям и своему труду;
– расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни.
Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство. Усилия коллектива нашего ДОУ направлены на создание условий для развития творческой активности детей, активизации мыслительных процессов и познавательного интереса детей; формирование навыков общения, коллективного творчества, умения взаимодействовать; на пополнение, расширение материально-технической базы. Руками педагогов и с помощью родителей изготавливаются костюмы, декорации, реквизит.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых на прогулке, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, в свободное время она осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Среди часто используемых форматов можно выделить театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый театр. Главное, чтобы при всем этом достигались поставленные цели активации участников игры, чётко фиксировались различные ситуации и разыгрывались сценки. Самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых, интерпретируют сюжет.
Наработанный материал (инсценировки, драматизации, сценки-миниатюры) вносятся в содержание праздников, развлечений, родительских собраний, различных совместных мероприятий по преемственности начальной школы и ДОУ.
В нашем детском саду ведет свою плодотворную работу театральная студия «Балаганчик», которую посещают дети подготовительной к школе группы. Педагоги на занятиях студии используют упражнения и игры, направленные на формирование у детей правильного, чёткого произношения (дыхание, артикуляцию, дикцию), учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), расширяют словарный запас, что делает их речь ярче и образнее.
В процессе игр, этюдов, упражнений мы заботимся о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов, при использовании игрового материала. Всякое обращение к ребенку имеет эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением воспитатель. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевать выразительными средствами. Упражнения носят специально ориентированный характер: на жест («Разрешите пригласить», «Здравствуйте и до свидания»), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я боюсь», «Очень вкусно»). Используются диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого подбираются стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли дети исполняют по очереди, меняясь. В играх используются сюжеты, близкие сюжетно-ролевым играм: «На приеме у врача», «За покупками в супермаркет», «Салон красоты».
Самое интересное в «Балаганчике» — это постановка спектаклей. Вместе с детьми выбираем сюжет и начинаем над ним работать. Музыкальный руководитель разучивает и доводит до совершенства музыкальное оформление спектакля, а воспитатель отрабатывает тексты. На просмотр спектакля приглашаются воспитанники детского сада, родители, а также недавние наши выпускники, первоклассники.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему возможность открыто радоваться, огорчаться, гневаться и торжествовать вместе с героями игры. Наблюдения за старшими дошкольниками в театрализованных играх дает возможность определить, как складываются его отношения со сверстниками, каков диапазон эмоций, насколько развита связная речь. И мы видим, что театрализованная игра помогает ребенку 6–7 лет преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, формирует умения действовать в коллективе, творчески, произвольно управлять своим поведением. Театрализованная игра, как никакой другой вид игры, постоянно расширяет жизненный опыт дошкольника, являясь значительным помощником в благополучной адаптации первоклассников.
Литература:
- Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4–24с.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение, 1991. — 118с
- Болотина Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 144с.
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. –М.: Мозаика-Синтез, 2006 -128 с.
- Доронова Т. Н., Карабанова О. А. Игра в дошкольном возрасте: Пособия для воспитателей детских садов. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольников», 2002. — 128 с.
- Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4–6 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / т. Н.– М.: Просвещение, 2004. — 127 с.