Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода
Автор: Дегтеревич Елена Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 27.09.2019
Статья просмотрена: 454 раза
Библиографическое описание:
Дегтеревич, Е. Н. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода / Е. Н. Дегтеревич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4465/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях. Целенаправленная работа по данной теме будет наиболее эффективной, если ее проводить в трех направлениях: с дошкольниками, с родителями, с педагогическим коллективом. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения: непосредственная образовательная деятельность детей, интегрированные занятия, игры, беседы, целевые прогулки, встречи с работниками ГИБДД, просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков, праздники, досуги, развлечения, конкурсы, выставки. Дорожное движение едино для всех детей дошкольного возраста, посещающих школу и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя — доступно объяснить правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии с единой методикой и требованиями этих правил.
В правилах нет термина «улица», есть «дорога», нужно стараться избегать этого термина. Можно его использовать в качестве названия улицы в населенном пункте или пояснить: «Иногда дорогу в населенном пункте называют улицей, но в правилах она называется дорогой». Правила еще в 30-х годах прошлого века исключили термин «шофер», а ввели термин «водитель». Многие воспитатели называют автомобиль «машиной», но есть швейная машина, стиральная и т. д., а правила дают определение «транспортное средство». Одним из его видов является автомобиль, он может быть грузовым и легковым. Показывая транспортные средства на примере игрушек, их название и назначение, обязательно нужно показывать разницу при движении: игрушка-автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность транспорта при его движении. Необходимо обращаться к детям нормальным языком, а не детским, уменьшительным: автомобильчик, светофорчик и т. д. Чтобы не искажать реальную картину дорожного движения; не использовать картинки по правилам дорожного движения в стиле смешных комиксов, они привлекают и развлекают детей, но отвлекают от основной задачи — увидеть и осознать реальную опасность на дороге.
При движении, в темное время суток надо приучить ребенка надевать яркую одежду, а если есть возможность — прикреплять к одежде липучки из светоотражающего материала. Надо показать одежду, школьные ранцы, кроссовки и другой материал из светоотражающих материалов.
Для того, чтобы определить уровень сформированности представлений детей о безопасном поведении на дороге, необходимо провести диагностическое обследование. Затем разработать и составить перспективный план проведения интегрированных мероприятий по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.
В первой младшей группе необходимо знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Обучать различать красный и зелёный цвета.
Во второй младшей группе детей необходимо знакомить с различными видами транспортных средств. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, необходимо знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Закреплять умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомить с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».
Для ребят средней группы новым должен стать разговор о пешеходном переходе и его назначении, дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Дети 4–5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный — запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. Закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», необходимо знакомить детей с местами движения машин и людей, отрабатывать навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
В старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой. Необходимо по схеме рассказывать, как наиболее безопасно идти в детский сад, а потом и в школу. После того как изучены сигналы светофора, необходимо переходить к изучению сигналов регулировщика. Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Сравнивать сигналы светофора и сигналы регулировщика нельзя, хотя в литературе можно встретить это сравнение. Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора полностью или частично. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Детям надо объяснить и показать положение регулировщика, и в каком направлении разрешено движение пешехода. Используйте детей для показа сигналов регулировщика, им это нравится. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Необходимо познакомить с обязанностями пассажира.
В подготовительной группе необходимо ребят необходимо познакомить с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются.
Во всех группах необходимо иметь фланелеграф — для моделирования ситуаций на дороге, а также набор, видеофильмов по различным темам. В конце учебного года в каждой возрастной группе необходимо провести итоговое мероприятие в разнообразных формах.
Большое значение в формировании безопасного поведения детей на дороге, имеет положительный пример в поведении взрослых, поэтому необходимо уделять значительное внимание работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Необходимо использовать следующие направления работы с родителями: организацию собраний, открытые занятия, консультации, организацию различных мероприятий с участием родителей, включение в работу по созданию предметной развивающей среды, подготовке праздников, театрализованных представлений, командных соревнований, разработке схемы маршрута «Мой безопасный путь домой», анкетирование родителей, информация в «уголках родителей».
По данной теме необходимо проводить работу с педагогическим коллективом по ознакомлению с направлениями и условиями работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения: практические и теоретические консультации, проведение инструктажей по предупреждению ДДТТ, открытые занятия для педагогов, организация семинарских занятий, круглых столов, конференций, викторин, педсоветов, организация развивающей предметно — пространственной среды, проведение психолого-педагогических тренингов, организация конкурсов.
Интегрированный подход в педагогическом процессе, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города результативен, так как у детей повышается интерес к содержанию поставленных задач в процессе обучения. Дошкольники не только приобретут новые знания правил дорожного движения, но и успешно будут применять их на практике.
Литература:
- Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О. А. Князева, Р. В. Стеркина. — СПб.: Детство — Пресс, 2002–144с.
- Данилова Т. И. Программа «Светофор»: Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения/ Т. И. Данилова. — СПб.: Детство — Пресс, 2009. — 208с.
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора/ Т. Ф. Саулина. — М.: Мозайка — Синтез, 2014. — 112с.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма/ О. Ю. Старцева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64с.