Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности
Авторы: Антонова Юлия Дмитриевна, Селеменева Светлана Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 10.04.2021
Статья просмотрена: 284 раза
Библиографическое описание:
Антонова, Ю. Д. Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности / Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16485/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современных условиях образования наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе к ее образовательной составляющей. Научно-техническое развитие дошкольника — важная составляющая современной системы образования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка Белгородской области», является инновационной площадкой Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, детства семьи и воспитания российской академии образования» по теме «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота» [5].
Реализация модели технического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО — задача совершенно новая и сложная, которая требует детального изучения для построения принципиально нового содержания образования в детском саду.
Подготовка дошкольников к изучению технических наук позволяет воспитать активных, увлечённых своим делом людей, которые обладают инженерно-конструкторским мышлением. Важно с дошкольного возраста выявить технические способности у детей и способствовать их развитию. Это позволяет построить модель преемственного обучения для всех возрастов от воспитанников детского сада до студентов. Ребёнок, не познакомившийся с основами технической деятельности до семилетнего возраста, в основном не связывает свою будущую профессию с техникой.
Основа любого творчества — это детская непосредственность. Важно начинать занятие по конструированию в дошкольном возрасте, так как дети в этом возрастеочень любознательны. Очень важно развивать у дошкольников творческие способности, креативное мышление, чтобы они могли самостоятельно создавать технические формы. А ориентироваться в мире технической оснащенности можно только тогда, когда сформировано инженерное мышление. Техническое творчество дошкольников совершенствует пространственное мышление и помогает в дальнейшем при освоении геометрии, инженерного дела. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир не виртуально, а физически.
Детское техническое творчество, одна из форм самостоятельной деятельности дошкольника, в процессе нее он отступает от привычных и знакомых ему способов изучения окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, механизмов, моделей и других технических объектов [3].
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико: развитие мелкой моторики, развитие логического мышление. Ведь сборка — это четко сформулированный алгоритм действий; развитие творческого мышления; развитие образного мышления, развитие усидчивости; развивает целеустремленность. Если ребенок все-таки дошел до конца и собрал, то он будет гордиться собой. Стремление к поставленной цели — одно из основополагающих качеств успешного человека. А так же развивает потребность в создании своими руками, чего-то нового. Стремление к созиданию заложено от рождения в каждом человеке, его нужно холить, лелеять и поощрять [2].
Деятельность с конструкторами в силу её созидательного характера как ни одна из других форм активности дошкольника создаёт условия формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно — для способности к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение результата, в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у ребенка основы трудолюбия.
Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования будет способствовать выявлению одарённых детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.
С этой цель в своей педагогической деятельности, мы используем различные виды конструкторов: наборы «Полидрон проектирование», «Кроха», «Простые механизмы», «Дары Фребеля» и другие.
Технология образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов и образовательной робототехники. Вначале вводим новые понятия, педагог определяет новые понятия, которые вводятся и обживаются не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в течение дня. Педагогу необходимо донести смысл понятия до детей любыми способами. Необходимо использовать схемы, карты, условные обозначения, предлагая создать ту или иную вещь нужно применять разные формы представления ее ребенку: — образцы продукта (готовая вещь или ее графическое изображение); — частично заданные элементы (незавершенные наброски); — графические схемы создаваемого продукта (чертежи, планы, эскизы); — словесное описание цели. При этом необходимо стимулировать инициативу детей.
Необходимо организовать пространство для работы детей. Места за детьми жестко не закрепляются, дошкольники свободно выбирают рабочий материал и перемещаются. Взрослый не принуждает детей к занятию, а лишь обращает внимание на подготовленные материалы. Необходимо вести инженерную книгу, это подробный дневник всех занятий с детьми, содержащий рисунки, схемы, чертежи.
Характерен «открытый конец» заключительного этапа деятельности: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Взрослая оценка дается косвенная, как сопоставление результата с целью. Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря). После образовательной деятельности планируется игра с созданными моделями, фотографирование готовых объектов, размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы. Конечные продукты деятельности могут образовывать коллекцию, выставку, большое панно.
Играя с данными видами конструкторов, дошкольник упражняет свой мозг, решает головоломку, которую сам и придумывает. Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь дошкольник имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Таким образом, конструкторская деятельность имеет ряд преимуществ перед другими видами игрушек. Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, дошкольники могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Литература:
1. Бахметьев, А. А. Электронный конструктор «Знаток» /А. А. Бахметьев. — Текст, макет, 2003. Текст: непосредственный.
2. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества В. А. Бухвалов. — М.: Просвещение, 2000. Текст: непосредственный.
3. Горский, В. А. Техническое конструирование: учебно-методическое пособие / В. А. Горский. –Москва: Дрофа, 2010. –109 с. Текст: непосредственный.
4. Куличенко, В. Ф.Будущие инженеры: (Детское техн. творчество) / В. Ф. Куличенко и А. И. Волков. — Москва: Учпедгиз, 1937. — Переплет, 118с. Текст: непосредственный.
5. Капица, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Капица. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10–13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/ (дата обращения: 26.02.2021).