Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Батаева, Ю. А. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры / Ю. А. Батаева, В. Н. Седашева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13402/ (дата обращения: 16.12.2024).



Наименование организации: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности- вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

В ФГОС говорится о необходимости реализации Программы, прежде всего в форме игры. Игра — основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Это правильный подход, но здесь есть риск превращения спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия.. Эти проявления игры необходимо очень четко различать.

Положение об игре с мнимой ситуацией как ведущей деятельности для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л. С. Выготским. В исследованиях Д. Б. Эльконина акцент смещался на ролевое поведение, и ведущим типом деятельности названа сюжетно-ролевая игра. Сегодня для обозначения детских сюжетных игр применяются разные термины: «творческая», «сюжетная» и «самодеятельная».

Главной особенностью сюжетной игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетной игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например: мамы и дочки, врача и пациента, продавца и покупателя и т. Д.)

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития- знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.

Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:

  1. Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.
  2. Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов — дерева, пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост.

Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.

  1. Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный конструктор из блоков, соединяющихся между собой посредством «прирощенных» цилиндров, классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали — фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.
  2. Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства — с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками. Сегодня же это — яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям — и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
  3. Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.
  4. Электронные (различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем.
  5. Конструкторы с суставным соединением. Этот вид конструктора получил свое название благодаря особому соединению, имитирующему суставы. Результативная игра с подобным набором требует хорошего пространственного мышления и развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для детей старше шести лет.
  6. Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
  7. Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.

Мы бы хотели остановиться на конструкторе Polydron® и сюжетной игре с ним «Конструкторское бюро». Конструкторе Polydron® идеальное и простое в использовании решение для развития логического и пространственного мышления. С его помощью дети смогут освоить даже самые необычные математические и пространственные задачи, научатся фантазировать и смогут придумать свои модели и фигуры. Детали конструктора идеально крепятся друг к другу, благодаря чему дети без проблем будут строить 2- и 3-мерные фигуры. Данная игра проводится с детьми 5–7 лет.

Задачи данной игры: Формировать умение творчески развивать сюжет игры, обогащать опыт детей. Закреплять знания о приагитетных профессиях, воспитывать интерес к созданию новой и интересной техники как предпосылки выбора детьми технических профессий.

Игровое оборудование: Танграм (мозайка, на магнитах), Polydron® («Базовый», каркасы «Комплексный», «Проектирование», «Гигант»).

Игровой материалл: лист бумаги в клетку, цветные карандаши, эмблемы, сантиметровая лента, предметы-заменители.

Игровые роли: Инженер-конструктор, сборщик авиационной и ракетной техники, пилот, космонавт…

Игровые действия: Создать модель самолета (ракеты), отобразить в виде графической схемы, записать данные по количеству использованных деталей, их цвету, пространственному расположению, собрать макет модели, презентовать его, собрать «реальную» по площади модель…

Предварительная работа: Для развития интереса к игре можно предложить ребятам рассмотреть открытки «Самара», «Космонавты», «Авиатехника», организовать экскурсию в музей «Самара космическая», посещение пл. Д. И. Козлова, где дошкольники могут увидеть сооружение-ракету «Союз».

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Конструкторское бюро», который может включат следующие моменты: проектирование моделей самолетов и ракет, создание объемных моделей конструкций, обсуждение и принятие решения об утверждении проектов для сборки объектов в натуральную величину, подготовка самолетов и ракет к эксплуатации.

Далее дети определяют местоположение «Конструкторского бюро», выбирают эмблему, которая подсказывает вид отдела в бюро: отдел «Самолетостроение», отдел «Ракетостроение».

Описание игры: Педагог объясняет детям кто такой инженер-конструктор, в чем заключается его работа и берет на себя эту роль.

Главный инженер-конструктор предлагает каждому отделу бюро приступить к работе: создать модель самолета (ракеты) в виде целого из частей (использование игрового оборудование «Танграм»), далее отобразить его в виде графической схемы (по клеткам на листе бумаги в цветовом решении). При выполнении творческой работы дети сотрудничают друг с другом, «получают консультации» у сотрудников соседнего отдела, оказывают помощь при затруднениях.

Далее дети (руководители отделов, инженеры конструкторы) воссоздают схематическое изображение техники в виде объемной конструкции с помощью конструктора Polydron®. Затем руководители отделов собираются на «совещание» у главного инженера-конструктора для обсуждения принятия решения о допуске моделей к сборке и эксплуатации.

Главный инженер раздает сотрудникам отдела таблицу проекта модели с пустыми полями, где посредством анализа моделей инженеры заносят данные о каждой модели в таблицу, отображая признаки геометрии, цветового решения, количества деталей, измерение моделей по высоте…

Далее главный инженер-конструктор утверждает модели к сборке и организует конкурс на самую лучшую (оригинальную) модель самолета (ракеты).

Дети используют разнообразные виды презентации творческого продукта, проявляя актерское мастерство, творческую деятельность.

Далее игра продолжается. Представители отделов получают порядковый номер сборки «реальной» по площади модели. Сборка осуществляется с помощью конструктора Polydron® «Гигант» и др.

Модификация игры:

  1. Этапы игры (творческая деятельность) зависят от мотивации детей и их возможностей.
  2. Игра может меняться или продолжаться в зависимости от изменения сюжета: дети решают быть космонавтами и пилотами, испытывают конструкции и т. д.
  3. Дети самостоятельно организуют игру, распределяют роли, создают макет объектов.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, дети получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, координации движений. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата. В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта — эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.

Литература:

  1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагога. Всерос.уч.-метод.центр образоват. Робототехники.- М.:Изд.полиграф.центр,2013
  2. Морозова О. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста-«Феникс»,2014
  3. Орлова Т. Э. Развитие творческих способностей детей-Волгоград: Учитель,2016.
  4. https://letidor.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, конструктор, деталь, главный инженер-конструктор, друг, конструктивно-модельная деятельность, модель самолета, сюжетная игра, Самарская область.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства