Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 2110 раз

Библиографическое описание:

Уразлина, Н. А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций / Н. А. Уразлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22535/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку. В процессе творческой деятельности у детей развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Следствием этого является удовлетворение познавательной активности ребенка. Познавательная активность дошкольника – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [4]. Одним из средств развития познавательной активности ребенка считается детское конструирование.

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. Конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, поскольку во время занятий дети существенно углубляют свои познания о различных свойствах предметов[3]. В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование − изображение и строительство для игры. Согласно А. Н. Давидчук, конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий: детей обучают по словесному описанию, по рисункам, на предложенную тему, по замыслу, по условиям, по фотографиям (дома, башни Кремля) [1]. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детские конструкции имеют свою специфику: детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его конструирования дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.). На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. Например, на занятиях конструированием из бумаги и бросового материала детям 6-7 лет необходимо освоить следующие способы работы; складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки; делить лист бумаги по диагонали; чертить круг с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки, складывая лист в различных направлениях; готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и так далее) [2].

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.Следует отметить, что данный вид творческой деятельности способствует развитию пространственной ориентировки, пространственного воображения, элементарного умения видеть в плоскостной выкройке объемный предмет. Дети учатся самостоятельно готовить выкройку игрушки, умению выделить основную ее часть, определить форму, а затем изготовить, дополняя деталями, характеризующими данную игрушку. Так, из кубической коробки можно сделать корзиночку, стол, стул и прочее. Важно, чтобы дети сами нашли, у каких предметов основная часть похожа на коробку. Каждый ребенок должен увидеть в выкройке предмет, уметь сравнить эту выкройку с готовым изделием, а затем уже сделать игрушку. Самостоятельное выполнение задания поможет воспитателю определить, насколько правильно ребенок представляет, где находятся на выкройке отдельные части изделия. Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости.

В процессе конструирования решаются определенные технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. Так простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок и дополненные силуэтами, помогают создать более выразительный образ, иногда небольшой сюжет. Например, такие «объекты», как лесенка, забор, скамеечка, ворота, станут более интересными, если при выполнении работы использовать готовые контуры: по лесенке карабкается мишка, на скамеечке сидит кошка, на заборе кукарекает петушок, а под воротами проезжает машинка. Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, сделать елочку, снежинку и т. д. [5]. Обучая детей конструированию из бумаги, педагог использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, показ способов изготовления, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее.

Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которым овладели дети. Если на занятии при изготовлении поделки используется новый способ действия, воспитатель, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность ее выполнения. По мере того как дети овладевают этим способом, воспитатель отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, обследование и вопросы. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая поделки, воспитатель обращает внимание детей не только на сходство, но и на то, из каких частей они состоят и как эти части скреплены между собой и так далее. На занятиях воспитатель, прежде всего, говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку, и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким, как елочное украшение и так далее). Если поделка достаточно трудоемкая и требует большой затраты времени, то ее изготовление воспитатель может распределить на два занятия. Например, при поделке игрушек с двигающимися деталями на первом занятии воспитатель показывает забавных зверушек, сделанных им самим из картона, отмечает, что такие же игрушки следует изготовить для игры в театр сегодня. Но сначала зверушку следует нарисовать на картоне. Дети придумывают зверушку, рисуют и раскрашивают в соответствии с замыслом (туловище, голову, лапы и так далее). На втором занятии дети по показу и объяснению воспитателя матерят игрушки. Умения, полученные на двух предыдущих занятиях, воспитатель закрепляет на занятии по замыслу: дети самостоятельно определяют, что они будут делать, из какого материала и как. Однако на последующих занятиях, тема которых − изготовить из коробок поделки более сложной конструкции (грузовик, санки, корабль), воспитатель опять обговаривает с детьми весь процесс. Объясняя последовательность изготовления поделок, воспитатель уделяет внимание показу способов соединения отдельных частей и возвращается к этому на протяжении всего занятия. Как видим, занятия конструированием по замыслу дают возможность детям самостоятельно применять на практике полученные знания, развивают творчество, воображение.

Таким образом, педагогическое руководство конструктивными играми открывает большие возможности в развитии детей. Систематическое обучение конструированию и руководство педагога детской игрой приводят к существенному изменению характера творческой деятельности детей.

 

Литература:

  1.                     Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества: учеб. пособие / А. Н. Давидчук. – М.: Просвещение, 1976. – 79 с.
  2.                     Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование: учеб. пособие / Л. А. Парамонова. – М.: Карапуз, 1999. – 240 с.
  3.                     Тарловская, Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова. – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – 216 с.
  4.                     Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 89-91.
  5.                     Эльконин, Д. Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1946. – 34 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, занятие, аналитико-синтетическая деятельность, конструирование, готовый образец, детское конструирование, детское творчество, конструктивная деятельность, ручной труд.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Похожие статьи

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Задать вопрос