Возможности детского конструирования как средства формирования основ естественно-научного образования старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 24.08.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сандалова, М. П. Возможности детского конструирования как средства формирования основ естественно-научного образования старших дошкольников / М. П. Сандалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117331/ (дата обращения: 22.11.2024).



В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в занятиях конструированием наблюдается значимый прогресс в динамике интеллектуального развития ребенка, расширения его естественно-научного кругозора, развития познавательных способностей, мотивации к познавательной деятельности, творческих способностей. Участие в таких занятиях развивает практические умения, способствует развитию навыков самообразования и самосовершенствования. Все это в последствие формирует естественно-научную грамотность ребенка, позволяя сформировать основы его естественно-научного образования.

Ключевые слова: конструирование, естественно-научное образование, развитие познавательной деятельности, творчество.

Содержание конструирования, рассматриваемое как целенаправленный набор практических действий, становится неотъемлемой частью формирования основ естественно-научного образования у старших дошкольников. Эта деятельность оказывает глубокое влияние на развитие широкого спектра естественно-научных компетенций у детей, а именно естественно-научных представлений, познавательных способностей, мотивов к исследовательской деятельности, способности к практической и продуктивной деятельности, творческих способностей, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.

Детям необходимо предоставить возможность свободно экспериментировать с материалами до формулировки конкретных задач, что способствует развитию их обобщённых методов конструирования — как технических, так и художественных. Этот подход активно стимулирует творческий процесс. Дети учатся применять освоенные методы в различных ситуациях, что ведёт к возникновению новых подходов, образов и смыслов, основанных на их познавательном и эмоциональном опыте. В результате этого процесса формируется универсальная способность к созданию целостных конструкций в разных областях деятельности — будь то изобразительное искусство, речь или игра — на протяжении всего дошкольного возраста. Дети обучаются создавать целостные произведения, такие как рисунки, тексты и сюжеты, из разнообразных элементов, применяя при этом одни и те же приёмы: комбинирование, изменение пространственного положения, добавление деталей и исключение лишнего. Сравнительный анализ механизмов детского творчества в различных видах деятельности показывает, что конструирование — это не только практическая продуктивная деятельность, но и форма «общей мыслительной способности». Этот процесс служит уникальным средством для интерпретации детьми окружающего мира, позволяя им создавать новые целостности — предметы, модели и другие объекты. [3]. Таким образом, наличие разнообразных материалов для конструирования и свобода их использования не только в рамках учебных занятий, но и в самостоятельной деятельности (например, создание поделок для игр или украшений для детского сада) способствуют развитию у детей познавательных навыков, мотивации и творческих способностей.

Исследования Л. А. Парамоновой и И. Ю. Пашилите [4] продемонстрировали, что обучение конструированию развивает у детей способность анализировать условия задач и строить свою деятельность на основе этого анализа. Эти навыки проявляются не только в процессе конструирования, но и в других видах деятельности. Такие результаты позволяют предсказать, что конструирование оказывает непосредственное влияние на развитие познавательных и естественно-научных умений, способствуя формированию навыков постановки целей и планирования способов их достижения.

В процессе создания конструкций можно выделить два основных типа задач, которые решают дети: обработка материалов (разрезание, склеивание, сгибание, соединение деталей и т. д.) и сборка конструкции в единое целое. Решение этих задач имеет важные образовательные последствия. Во-первых, конструирование расширяет естественно-научные знания дошкольников. Это позволяет детям экспериментировать с различными материалами, исследовать свойства предметов и изучать физические явления, такие как гравитация, сила трения и плавучесть. Например, при строительстве моста из кубиков дети узнают о прочности и устойчивости конструкций, а при создании машины из картона — о принципах движения. Конструирование также способствует созданию моделей животных, растений и насекомых, что помогает детям узнать об их строении, образе жизни и взаимодействии с окружающей средой. Например, постройка птичьей кормушки из дерева и пластика позволяет детям понять потребности птиц зимой. Во-вторых, процесс создания конструкций развивает пространственное воображение и умение представлять объекты в трехмерном пространстве. Дети учатся ориентироваться в пространстве, создавать объемные композиции и решать конструкторские задачи. Конструирование также стимулирует познавательные способности, так как требует сравнения, классификации и измерения. В ходе конструирования дети могут проводить как простые эксперименты, такие как изучение устойчивости конструкции в зависимости от расположения деталей или влияние потока воздуха, так и более сложные эксперименты с использованием специализированных конструкторов. Эти эксперименты создают естественные предпосылки для обучения детей делать выводы на основе своих наблюдений. Процесс создания конструкций требует от ребенка сосредоточенности на деталях и последовательности действий, особенно при работе с более сложными объектами. Это развивает его самостоятельность, предоставляя возможность самостоятельно решать задачи, принимать решения и проявлять инициативу. Работая с блоками, деталями и природными материалами, ребенок развивает творческое мышление и пространственное воображение, что стимулирует его к созданию собственных идей и реализации их в реальности. Более того, совместное конструирование способствует развитию коммуникативных навыков, так как ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, совместно решать проблемы, договариваться и находить компромиссы.

На этапе оценки результатов у детей возникает необходимость выполнить ряд действий, которые играют ключевую роль в формировании основ естественно-научного образования. Во-первых, детям требуется сравнить итоговую конструкцию с эскизом или планом, чтобы проверить, насколько выполненная работа соответствует задуманному замыслу. Во-вторых, необходимо проверить функциональность созданной конструкции и убедиться, что она выполняет предназначенные функции. В случае несоответствия плану или выявления проблем в работе, требуется внесение изменений в конструкцию. Также важным является оценка успешности работы, выявление её сильных и слабых сторон. Рефлексия играет важную роль в этом процессе: размышления о ходе конструирования, анализ ошибок и достижений, а также планирование последующих шагов помогают ребенку развивать навыки самооценки. Успешное завершение конструирования укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, способствует формированию позитивного отношения к себе и своим способностям, а также усиливает чувство компетентности. Этот опыт развивает у ребенка чувство ответственности за выполненную работу и её результаты, что положительно сказывается на формировании здоровой самооценки. В свою очередь, успех в конструировании стимулирует желание ребенка учиться и открывать новое, что повышает мотивацию к обучению.

Кроме того, взаимодействие детей с собственноручно созданными конструкциями также обладает значительным потенциалом для формирования основ естественно-научного образования. В процессе, когда дошкольники занимаются восстановлением или разборкой своих конструкций, они сортируют материалы по степени их пригодности для дальнейшего использования. Эти действия способствуют развитию культуры уважения к природе и формируют навыки самовоспитания, которые являются неотъемлемыми элементами естественно-научного образования старших дошкольников.

На протяжении всего дошкольного возраста у детей формируется универсальная способность создавать целостные структуры в различных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой и других). Эта способность заключается в использовании одних и тех же приемов — таких как комбинирование, изменение пространственного положения, достраивание и удаление ненужных элементов — для создания целостных объектов из отдельных компонентов.

Сравнительное изучение механизмов детского творчества в различных видах деятельности, таких как практическое конструирование (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова), речевая деятельность (А. Г. Арушанова), восприятие художественной литературы (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева) и другие, подтверждает этот вывод. Эти исследования позволяют рассматривать конструирование не только как практическую продуктивную деятельность, но и как общую мыслительную способность. Конструирование становится особенно ярким средством интерпретации окружающего мира детьми, проявляясь в процессе создания новых целостностей — предметов, моделей, текстов и других объектов.

Литература:

  1. Зотова, И. В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова, Н. В. Фадеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — С. 14–18.
  2. Парамонова, Л. А. Система формирования творческого конструирования у детей 2–7 лет: дис.... д. пед. наук: 13.00.01 / Парамонова Лариса Алексеевна; Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. — Москва, 2001. — 248 с.
  3. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Парамонова. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  4. Пашилите, И. Ю. Педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Пашилите Ирена Юстовна; АПН СССР, НИИ дошк. Воспитания. — Москва, 1990. — 17 с.
  5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер [и др.] / под ред. Л. А. Венгера; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. — Москва: Педагогика, 1986. — 222 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, естественно-научное образование, конструирование, процесс создания конструкций, различный вид деятельности, способность, формирование основ, детское творчество, дошкольный возраст, познавательная деятельность.


Ключевые слова

творчество, конструирование, развитие познавательной деятельности, естественно-научное образование

Похожие статьи

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, к...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники

Статья посвящена успешной апробации и реализации рабочих программ дополнительного образования детей технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, обоснована актуальность перспективной образовательной технологии констру...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Похожие статьи

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом

Формирование мотивации на занятия спортом детей старшего школьного возраста — это целенаправленный педагогический процесс личностного образования, находящегося во взаимосвязи с рядом индивидуально-психологических и физических особенностей личности, к...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники

Статья посвящена успешной апробации и реализации рабочих программ дополнительного образования детей технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, обоснована актуальность перспективной образовательной технологии констру...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Задать вопрос