Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 4350 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Ю. С. Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности / Ю. С. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11676/ (дата обращения: 23.11.2024).



Современные подходы в построении воспитательно-образовательного процесса основываются на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду в развитии индивидуальной личности ребенка. Развитие познавательного интереса является одной из приоритетных задач дошкольного образования в целом.

Одним из видов детской деятельности в непрерывном непосредственном образовательной процессе, а также в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является конструирование. Обратившись к специализированному словарю «Философия науки и техники», мы можем увидеть следующую трактовку определения конструирования — это вид инженерной работы, которая осуществляется в различных областях человеческой деятельности: в проектировании технических систем, дизайне, моделировании одежды. Разработка вариантов конструкции обычно связана с постановкой и решением задач технического творчества [7].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в пункте 2.7 определяет конкретное содержание указанной образовательной области «Познавательное развитие», которая зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также определяется целями и задачами Программы дошкольной организации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Колыванский детский сад № 4» и реализуется в различных видах деятельности, в том числе и конструировании. Под детским конструированием следует понимать создание конструкций, моделей из различных материалов ребенком, которые и определяют вид конструирования. Наиболее распространенным видом конструирования в дошкольных организациях является конструирование из строительного материала, так называемое техническое конструирование. Сюда включается использование различных геометрических форм, фигур с предложенными разными формами организации обучения: по образцу, по замыслу, по теме, по условиям. Дети отображают объекты, с которыми сталкиваются в жизни: кораблик с палубой, домик с крышей или машина с колесами. В педагогической практике также используются и другие виды конструкторов, но все они, как показывает практическая деятельность носят характер воспроизведения. Однако, детское конструирование может носить познавательный и творческий характер, если создаются определенные условия в организации совместной деятельности с дошкольниками.

При практической и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет, мы используем конструирование как вид детского занятия из различных материалов включая конструкторы «Лего», «MegaBlogs», модули-макеты, бумагу, природный и «бросовый» материал, предметы-заменители. Для себя мы определяем, что конструирование — это такая форма деятельности ребенка дошкольного возраста, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творческой активности, обогащает речь и позволяет считать детское конструирование мощным средством для познавательной деятельности. Созданию новых образов в конструировании помогает воображение, а воображение в свою очередь рассматривается в свою очередь с точки зрения познания [8, 10].

Мы в свою очередь закладываем в конструирование именно творческую основу, а именно, дети в совместной деятельности создают образы и не только отображают их структуру, форму, величину, но и выражают свое отношение к ним, передают характер, нарушают пропорции, используют нестандартный цвет в решении конструкций. Проигрывают роли за персонажей сделанных из бросового материала, в театральной деятельности используют свои постройки, оживляют и наделяют разными характерами своих героев. Чтобы наше творческое конструирование было успешным, для начала мы определили важные составляющие этого процесса:

  1. Необходим замысел (задумка, план реализации, основной сюжет, представление конечного результата).
  2. Исполнение задуманного (какими способами будем реализовывать задуманное).

Проигрывая элементарные детские конструкции на начальном этапе мы отметили, что детям старшего дошкольного возраста 5–6 лет достаточно сложно наделять героев характерными чертами и признаками характера, в основном дошкольники используют простые черты, которые повторяются из раза в раз: улыбается, плачет. Присутствует неустойчивость самого замысла: строили замок для рыцаря и принцессы, а получился обычный одноэтажный дом. Отмечалось очень быстрое завершение процесса постройки, дети торопятся и не могут сосредоточиться, а также не могут придумать дальнейшее развитие сюжета. Используют в своей речи короткую фразу, часто молчат и оставляют вовсе без комментариев сделанные конструкции.

Все эти выявленные факты говорили нам о низком уровне возможностей детей в конструировании, а точнее в творческом конструировании.

Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного опыта, окружающего его пространства, предметного мира, социальных явлений, художественной литературы, сюжетно-ролевой игры, мы решили создать специальные условия для обогащения сюжетов и затем закреплять их в процессе конструирования. Нами был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет по периодам. I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), II период (декабрь, январь, февраль), III период (март, апрель, май). В перспективное планирование включены игры: сюжетно-ролевые, дидактические, творческие, игры-драматизации, подвижные и народные. А далее на основе игры, мы запланировали творческое конструирование. Играя в процессе конструирования, у дошкольника формируется представление о цвете, величине, форме, о свойствах предметов. Дошкольники с удовольствием играют в «конструктор» из природного материала (шишки, песок, ракушки, камушки), так как с помощью них ребенок знакомится с представлениями об окружающем мире, с явлениями живой и неживой природы.

Еще одной особенностью творческого конструирования отмечаем использование словесных игр. Б. Базедов обращал внимание на то, что у детей вызывает интерес и удовольствие от игр, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые, в которых необходимо провести обобщение родового понятия. Например, при конструировании стола, стула, шкафа, мы обобщаем их в одно родовое понятие «Мебель», а также заселяем комнату героями, которые празднуют новоселье или переехали из другого города, а далее уже сами дети предлагают ходить друг к другу в гости на чаепитие. С помощью творческого конструирования у ребенка формируется образное мышление, развивается речь. Ведь такое конструирование строится на действиях играющих, которые комментируются словами. В творческом конструировании дети учатся коммуникации и решению мыслительных задач, а именно: описывать предметы, выделять признаки, отгадывать, находить сходство и различие. Процесс творческого конструирования мы разделили для себя на несколько стадий и в каждой стадии, ребенок проявляет определенную детскую активность. Для того, чтобы правильно оценить эффективность творческого конструирования, необходимо знать стадии и характерные детские черты проявления в игре [4, 5, 6].

На первой стадии дошкольники активно включаются в игру, у них возникает интерес и желание играть. Чтобы вызвать интерес и привлечь к игре ребенка педагог может использовать следующие приемы: напомнить о том, что сейчас будем играть, загадать загадку, провести беседу, рассчитать детей считалочкой, посмотреть тематический мультфильм.

Вторая стадия знакомства с тем видом конструктора, который будем использовать и дать возможность выбрать ребенку именно то, что ему понадобится в конструировании. На этом этапе дошкольник выполняет конструкцию, действует по сюжету, по образцам или с использованием своей фантазии. На этой стадии у ребенка формируются такие качества, как сопереживание другим, когда конструкция рушится, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, ответственность, способность принять собственный и чужой успех и неудачу. Третья стадия, стадия творческого проявления. Ребенок занят поиском самостоятельных решений и действий. Он изображает, подбирает, придумывает. Роль педагога на первой стадии заключается в следующем: заинтересовать дошкольников, создать именно ту радостную атмосферу, которая вызовет у детей желание строить, мастерить. Вторая стадия отводится педагогу для совместной, равноправной и партнерской деятельности, где ребенок творчески моделирует, а взрослый предлагает: «Давай будем…». Третья стадия для педагога необходима в связи с оценкой эффективности педагогических действий. Основной задачей творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является формирование образного мышления. Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком окружающего мира [8].

Анализируя совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет в процессе творческого конструирования, можно отметить следующие результаты:

вырос познавательный интерес у детей к конструированию как виду деятельности, возникает самостоятельная мотивация дошкольников продолжать данную деятельность, есть желание у детей продолжать и оставлять свои постройки не убирая, а также улучшились сюжетные линии в играх с конструкциями, обогащается речь и как другой вид деятельности возникает речевое творчество. Родители воспитанников проявили заинтересованность в данном виде конструирования и помогли с бросовым и природным материалами. А еще возникли сделанные совместные с родителями проекты постройки-макеты, которые дети используют в своих играх «Динозавры и их мир», «Автомобильная и железная дороги», «Ферма», «Дикие животные сибирского леса». Занимаясь с детьми творческим конструированием хочется отметить, что это та деятельность, которая необходима детям, она доступна и совсем необязательно иметь дорогостоящие и далеко не всем финансово возможные конструкторы, ведь конструировать можно из того, что есть в данный момент под руками, главное приложить усилие, фантазию, а дети с удовольствием поддержат творческую инициативу.

Литература:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО Издательство Детство-пресс, 2011
  2. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. 2010. № 2. С. 3–8.
  3. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
  4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя дет. сада / под. ред. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говоровой, Л. И. Цеханской; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
  6. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990. 159 с.
  7. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. — Орёл: ОГУ, 2010. 289 с.
  8. Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. 193с.
  9. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
  10. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный интерес.

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста