Развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста посредством игровых конструкторов LEGO Education | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста посредством игровых конструкторов LEGO Education / Н. А. Адушева, С. Н. Кондратенко, Ю. Е. Пустовалова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106818/ (дата обращения: 15.11.2024).



На протяжении нескольких последних лет в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области ведётся работа по вовлечению детей в образовательно-воспитательный процесс посредством использования технологии лего-конструирования.

Педагоги углубленно работают по теме развития конструкторских способностей детей на основе использования конструкторов лего.

Конструирование в детском саду было всегда, и важность работы по конструированию для развития мелкой моторики рук и умственных способностей детей неоспорима. Однако, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритеты изменились. Учебная модель работы с детьми дошкольного возраста уходит в прошлое, а образовательная деятельность строится на основе чередования умственных и практических действий ребёнка.

Наверно, неслучайно в нашу жизнь вошли игровые наборы лего-конструкторы нового поколения, которые уже давным-давно используются во всем мире не только как игровые пособия, но и как развивающие и образовательные дидактические материалы.

Среди разнообразных видов конструирования с детьми, педагоги нашей группы определили три основных вида конструирования:

– по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение, схема, алгоритм работы);

– по условиям — когда образца нет, но задаются определённые условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим);

– по замыслу — когда ребенок сам, без каких-либо оговоренных условий и рекомендаций к действию, создаст придуманный им самим объект, используя материалы, которые на данный момент находятся в его распоряжении.

Углубленно работать по данной теме мы начали со средней группы. Было разработано перспективное планирование по лего-конструированию в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Ежемесячно, в соответствии с календарно-тематическим планом, в группе планируется тематика лего-конструирования, определяются основные задачи работы с детьми, содержание игровой культурной практики по теме, а также формы и задачи по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно перспективному плану по лего-конструированию, мы поставили перед собой основные задачами работы с детьми:

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

– дать детям представление о симметрии и пропорциях построек;

– развивать умение конструировать по образцу (в том числе, с помощью карточек);

– знакомить детей с названиями лего-деталей.

Старшая и подготовительная к школе группы (5–7 лет):

– закреплять полученные умения: упражняться в создании построек по образцу, карточкам, рисункам;

– обучать конструированию по технологическим картам и собственному замыслу;

– формировать умение работать в коллективе, решать совместные задачи по созданию постройки;

– знакомить с алгоритмами создания постройки.

– Способствовать развитию технического творчества.

В рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» организуется непосредственно образовательная деятельность по лего-конструированию. Так, например, в средней группе проведена серия НОД на темы: «Лягушка», «Дом для собачки», «Мой детский сад», «Зоопарк», «Парк развлечений», «Новый дом». Дети закрепляют представления о строительных деталях и их разновидностях (например, одну и ту же деталь можно назвать кубик, а можно — кирпичик). Детали с одинаковыми названиями могут быть разными по цвету, размеру (например, кубик «один на один» или «одинарной высоты»; когда дети освоят это понятие, они начинают сравнивать детали между собой по высоте: «эта деталь тоже одинарной высоты»). В конструкторе LEGO очень много названий деталей, и их запоминание идёт постепенно.

В процессе игр и манипуляций с деталями LEGO дети учатся определять назначение частей предметов, их пространственное расположение относительно друг друга в постройках.

Большое внимание уделяем коллективным формам работы, и самое главное в коллективной деятельности — это научить детей договариваться друг с другом и совместно определять последовательность выполнения действий, связанных с конструированием.

В работе по обучению первоначальным навыкам конструирования в средней группе можно условно выделить несколько блоков: ознакомление с деталями конструктора и способами крепления их; внесение образца постройки и его детальный анализ; воспроизведение образца; использование образца постройки на карточках; дети также анализируют образец и подбирают в соответствии с ним необходимые детали для постройки.

Формирование конструкторских навыков детей идёт поэтапно. В старшей группе организуется НОД на темы «Путешествие в сказку», «Помощники человека-машины», «Сказка про птицу Лего», «Путешествие в страну Самоделкиных». Дошкольники создают различные модели, анализируют схему постройки, конструируют в соответствии со схемами, работают уже строго по алгоритму деятельности, чередуя детали конструктора.

В подготовительной к школе группе были организованы НОД на темы: «Лего-сад, лего-огород», «Город для человечков ЛЕГО», « Необычны дома», «Зоопарк», «Путешествие в страну Самоделкиных». Дети учатся строить из конструктора транспорт, здания, различные объекты, животных по образцу, чертежу, пошаговой инструкции, замыслу. Акцент ставится на выделении характерной формы строения, проработке мелких деталей.

Как и в средней группе, работа ведется по принципу «от простого — к сложному». К уже полученным конструкторским навыкам добавляется обучение детей конструированию части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу, моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Отличительная черта построек из Lego, сооружаемых детьми этого возраст — размер и сложность. Акцент делается на развитии у дошкольников умения анализировать саму постройку и условия, в которых она будет функционировать; для этого необходимо определить пошаговую схему ее выполнения. Постепенно дети узнают, что можно сделать различные конструкции на одной и той же основе: нужно только достроить, видоизменить, поменять местами детали, встроить дополнительные элементы. Очень нравится детям конструирование по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему модели.

После конструирования по замыслу дети учатся строить по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом по тематике «Город». При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Обязательно создаются проблемные ситуации — такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Отличительной особенностью проводимых занятий с детьми является то, что все созданные конструкции используются в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх. Старших дошкольников интересует не только постройка сама по себе, но и то, как ее можно использовать в игре.

В ходе организации НОД по лего-конструированию отчетливо прослеживается интеграция образовательных областей:

– Социально-коммуникативное развитие: в процессе создания совместных построек дети учатся взаимодействовать между собой, обсуждать и планировать предстоящую деятельность, находить компромиссы в спорных моментах; посредством совместной работы формируется умение сравнивать свои результаты работы с результатами других детей.

Очень нравятся детям тематические наборы, такие как «Ферма», «Кафе», «Игровая площадка», «Парк развлечений» и т. д. Эти наборы способствуют формированию знаний об окружающей действительности и социально-эмоциональному развитию детей.

– Познавательное развитие: используются задания на развитие элементарных математических представлений, познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Большинство заданий направлены на формирование представлений о числе и количестве.

– Художественно-эстетическое развитие: дети знакомятся не только с формой, величиной, но и с цветами, усваивают понятие «чередование», применяют чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

– Физическое развитие : помимо развития мелкой моторики обеих рук, лего-конструирование также способствует развитию крупной моторики.

– Речевое развитие: ведется большая словарная работа, работа по развитию связной речи (описание постройки, творческие рассказы по ней). В лего огромное количество деталей, и у каждой есть своё название — кирпичик, кубик, плата, арка, шестеренка, шип, трубка, пластина, балка, штифт, ось, рычаг, штанга, стержень, кронштейн, конус, цилиндр, ограждение, конвейер, шарнир, петля, монорельс, катушка, петля и др.). Обязательное условие конструирования и игр с лего-конструкторами — это проговаривание действий.

По результатам мониторинга уровня сформированности конструкторских навыков по Lego-конструированию (подготовительная группа, методика Фешиной Е. В.) отмечено, что дети знают и называют основные детали Лего-конструктора, определяют виды соединения деталей; самостоятельно определяют технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. В практической деятельности осуществляют подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); конструируют, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; конструируют по образцу; с помощью педагога анализируют, планируют предстоящую практическую работу, осуществляют контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определяют количество деталей в конструкции моделей; способны реализовывать творческий замысел.

Организация детской деятельности по конструированию с применением лего-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе затрагивает работу по реализации всех пяти образовательных областей ФГОС ДО и направлено не только на формирование конструкторских навыков, но и на развитие личности ребенка в целом.

Литература:

  1. Парамонова Л. А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1980. — С.162–184.
  2. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.// Е. В. Фешина — М.: Сфера, 2011. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, LEGO, деталь, конструирование, развитие, собственный замысел, деталь конструктора, детский сад, дошкольный возраст, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Развитие навыков осознанного чтения с использованием методов CLIL

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Похожие статьи

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Развитие навыков осознанного чтения с использованием методов CLIL

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Использование современного оборудования для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Задать вопрос