Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Матосян, Т. В. Рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе (из опыта работы) / Т. В. Матосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 440-442. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66460/ (дата обращения: 24.11.2024).



Успешное ЛЕГО-конструированию зависит от умений воспитателя. Поэтому, прежде чем начать обучать детей конструировать на занятиях с ЛЕГО, мы попробовали тщательно отработать все игровые задания и приемы сами.

На предварительном этапе нами были организованы спонтанные игры детей с ЛЕГО. Это было сделано нами потому, что мы понимали желание ребенка потрогать, рассмотреть и просто поиграть. Мы рассказали детям о стране, в которой находится завод игрушек, об истории возникновения ЛЕГО. Особый интерес у детей вызвала демонстрация карты из детского атласа, с показом России и Дании — страны, в которой делают игрушки-ЛЕГО.

Организуя игру с красивым конструктором, мы поощряли инициативу детей, обязательно учитывая, что нельзя отрицательно высказываться в адрес ребенка, даже если кажется, что ребенок делает что-то не так.

При проведении спонтанных ЛЕГО-игр мы не ограничивали детей предварительным замыслом, который диктовался бы нами. Игры с конструктором обязательно сопровождались похвалой и положительными эмоциями детей.

В играх мы составили свой ЛЕГО-словарь. Совместно с детьми мы обговаривали с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО-элементы: «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др. Для этого мы предлагали игры типа «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.

Методика проведения занятий предполагала определенный алгоритм:

  1. Каждое занятие по конструированию мы начинали с сюрпризного или игрового момента. Например, нашей находкой стало создание маленьких сказок с ЛЕГО-персонажами. Мы обыграли элементы и соединенные детали ЛЕГО, превращая их в различные вещи — в дом, человечка, замок, пещеру и т. д. На глазах у детей мы превращали детали в сказочного персонажа — ЛЕГО-друга. И этот сказочный персонаж помогал детям познакомиться с ЛЕГО, давал задания, рассказывал сказки.

Тем самым мы повышали интерес и активность детей, стимулировали детей к выполнению различных заданий. Особенно охотно дети выполняли задания, в условие которых была заложена просьба о помощи. Также хорошим стимулом являлось побуждение, произнесенное от имени ЛЕГО-друга, например: «Мы — фантазеры! Кто самый лучший фантазер?».

Мы также учитывали, что дети не могут долго слушать, и чрезмерное увлечение объяснениями и сказками утомляет их. Видя перед собой красивый яркий конструктор, дети начинали отвлекаться, невольно тянуться к ярким деталям, перебирать их, что приводило к дезорганизации занятия. Поэтому мы четко продумывали объяснения, не затягивая вводную часть занятия.

Для развития фантазии и воображения дошкольникам мы давали задания с ограниченным количеством кирпичиков. Например: «Закрыли глазки и взяли каждой ручкой по ЛЕГО-элементу, а теперь еще взяли правой рукой один элемент. Попробуйте сделать подарок для ЛЕГО-друга (мамы, папы и. т.д.)».

  1. После игровой мотивации мы побуждали детей к обследованию объекта (образца), обращая внимание на цвет, форму, возможные и невозможные способы скреплений.

При обследовании образца мы учили детей соблюдать следующую последовательность: рассмотреть объект в целом; выделить цвета деталей; назвать детали ЛЕГО-конструктора; установить пространственное расположение частей постройки; вернуться к целостности объекта.

Кроме этого, непосредственно на занятиях по обучению ЛЕГО-конструированию мы определили следующие необходимые действия:

– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, мы показывали один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показывали, как скрепляются два кирпичика, и просили детей найти другие способы;

– предъявление речевого образца. В процессе обучения мы предъявляли детям образцы речевых высказываний;

– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулировали мы, а потом — дети;

– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед.

  1. Далее мы побуждали детей самостоятельно создавать объекты. Сначала мы просили детей до начала конструирования рассказать о своем замысле, о том, почему и для чего они хотят построить. Просьба, построенная в форме: «Составь рассказ о своей будущей постройке», вызывал у детей реакцию некоторого замешательства, поэтому мы использовали наводящие вопросы, например: «Расскажи, как ты будешь это делать?» Для более успешной работы мы предложили детям речевую схему, на основе которой они могли строить свой рассказ.

Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке состояла из следующих вопросов: Расскажи, что ты будешь делать? Расскажи, какие детали будешь использовать? Расскажи, что будешь делать сначала, что потом? Расскажи, как будешь скреплять детали ЛЕГО? Расскажи, что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?

Интересной находкой для нас была запись рассказов детей на диктофон, а потом совместное с ними прослушивание. Сам факт записи на диктофон вызывал большой интерес у детей и был хорошим стимулом для повышения речевой активности.

При этом на занятиях ЛЕГО-конструированием мы развивали конструктивные умения в соответствующих возрасту формах организации — по образцу, предложенным условиям и замыслу.

Так, при конструировании по образцу мы предлагали образцы построек, выполненных из деталей ЛЕГО-конструкторов и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивалась прямая передача детям готовых знаний, способов действий с ЛЕГО-элементами.

Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагалась определенная задача, но не давался способ ее решения.

В процессе конструирования по предложенным условиям мы не давали образцов постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяли условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).

  1. После завершения постройки мы предлагали детям рассказать о ней, отвечая вопросы:

– Расскажи, что у тебя получилось?

– Расскажи, что ты делал сначала, что потом?

– Расскажи, какие детали ЛЕГО ты выбрал? Почему?

– Расскажи, как скреплял детали?

– Расскажи, что ты еще хочешь добавить.

Также мы поощряли детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности.

  1. После занятия мы обязательно отводили время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Например, предлагали детям объединить постройки в общий сюжет.

В этом случае нами использовалась схема для составления рассказа об игре с постройкой из ЛЕГО: У тебя такая красивая постройка, расскажи ЛЕГО-другу, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? Расскажи, что будет делать твоя постройка? Расскажи, что ты еще хочешь добавить.

Таким образом, обучение детей ЛЕГО-конструированию позволяла решать не только задачи развития конструктивных умений, но и задачи развития игровой, познавательной и речевой деятельности.

Литература:

  1. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст]: Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.-сост. Т. В. Лусс. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007. — 133 с.
  2. Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие [Текст] / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
  3. Шихова А. Ф. Lego конструирование и образовательная робототехника: Программа дополнительного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news9878.html
  4. Яковлева И. А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми [Текст] / И. А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 82–85.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, будущая постройка, деталь, задание, задача развития, игра, ЛЕГО, сказочный персонаж, составление рассказа, хороший стимул.


Похожие статьи

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению и организации уголка для родителей в ДОУ

Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению, подготовленной специалистами ЧИПКРО)

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы)

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича

В статье обобщён опыт педагогов практиков нашего ДОУ по использованию развивающих игр и пособий в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста. Статья предлагается для использования в работе воспитателям ДОУ, педагогам развивающих...

Педагогические рекомендации для развития детской самостоятельности в дошкольном возрасте (из опыта работы)

Похожие статьи

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению и организации уголка для родителей в ДОУ

Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению, подготовленной специалистами ЧИПКРО)

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Возможности современных программ и учебников по литературному чтению в организации проектной деятельности (на материале сказок)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы)

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича

В статье обобщён опыт педагогов практиков нашего ДОУ по использованию развивающих игр и пособий в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста. Статья предлагается для использования в работе воспитателям ДОУ, педагогам развивающих...

Педагогические рекомендации для развития детской самостоятельности в дошкольном возрасте (из опыта работы)

Задать вопрос