Статья посвящена важности комплексного подхода к образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одним из эффективных методов стимулирования их развития является конструирование, которое по мимо развития мелкой моторики и координации движений, активизирует познавательные и эмоциональные процессы, а также способствует социальной адаптации. Конструирование включает создание предметов из различных материалов, что позволяет детям выразить свои чувства и эмоции, справляться с внутренними конфликтами и осваивать основные навыки. В статье также представлен опыт проведения занятия по конструированию в детском саду, где дети строили свой «город», что способствовало развитию различных навыков и социальной адаптации.
Дошкольный возраст — это особый период в жизни человека, полный ярких впечатлений и открытий. Именно в это время начинается процесс социализации, когда ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром: людьми, природой и предметами. Он знакомится с культурой и общечеловеческими ценностями, а также формирует своё здоровье.
Задача дошкольного воспитания–не ускорить развитие ребёнка, а создать условия для полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) определены пять образовательных областей, которые помогают решать задачи развития и образования дошкольников в различных видах деятельности.
В работе мы фокусируемся на продуктивных видах деятельности, таких как рисование, конструирование и лепка. Эти виды деятельности стимулируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, речь, воображение и мышление. Кроме того, они могут быть эффективными средствами психокоррекции и психотерапии для детей.
Когда дети знакомятся с окружающим миром, они отражают полученные знания в своих творческих работах. Например, конструктивная деятельность может быть одним из способов коррекции и компенсации недостатков в развитии и детей с проблемами.
Образование и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —это важная задача, требующая комплексного подхода. Одним из эффективных способов стимулирования развития таких детей является конструирование. Этот процесс не только помогает в развитии мелкой моторики и координации движений, но и активизирует познавательные процессы, эмоциональную сферу и социальную адаптацию.
Конструирование включает в себя создание различных предметов и конструкций из конструктора, бумаги, пластилина и других материалов. Для детей с ОВЗ этот процесс может стать способом выразить свои чувства и эмоции, справиться с внутренними конфликтами освоить основные навыки.
Развитие мелкой моторики и координации движений. Работая с мелкими деталями, дети тренируют мелкую моторику, что важно для развития письма и других навыков, требующих точности движений.
Развитие мелкой моторики является важным аспектом общего развития детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) старшего дошкольного возраста. Вот несколько причин, почему это так важно:
Развитие мелкой моторики помогает улучшить координацию между глазами и руками, а также точность движений. Это важно для выполнения повседневных задач, таких как застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, использование столовых приборов и т. д.
Хорошо развитая мелкая моторика необходима для успешного обучения письму. Дети смогут лучше держать карандаш, управлять его движениями и, следовательно, писать более чётко и аккуратно.
Мелкая моторика тесно связана с когнитивной функцией. Задачи, требующие точных движений, так же стимулируют развитие таких навыков, как внимание, память и логическое мышление.
Развитие мелкой моторики способствует большей независимости в выполнении и повседневных задач. Это важный шаг к развитию самоуважения и уверенности в себе, особенно у детей с ОВЗ.
Мелкая моторика часто связана с художественными и творческими видами деятельности. Это не только развивает навыки, но и способствует эмоциональному выражению и психологическому благополучию.
Конструирование стимулирует когнитивные процессы: такие как память, внимание и мышление. Дети учатся анализировать, планировать и решать проблемы, что способствует развитию логического и пространственного мышления.
Создание различных конструкций помогает детям выражать свои эмоции и чувства. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в вербальном общении. Конструирование предоставляет безопасный и доступный способ выразить себя, что способствует эмоциональной стабилизации и развитию самооценки.
Работа в группе во время занятий конструированием способствует развитию навыков общения и взаимодействия. Дети учатся договариваться, распределять роли и отвечать за свои действия в коллективе. Это особенно важно для их будущей интеграции и в общество.
Для достижения максимального эффекта от занятий конструированием для детей с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать методики под их потребности.
При подборе конструктора и заданий следует учитывать физические и психо -эмоциональные особенности ребенка. Например, для детей с моторными нарушениями лучше выбирать детали побольше.
Занятия должны проводиться с постепенным увеличением сложности заданий. Пошаговое объяснение и демонстрация действий помогут детям лучше понять и усвоить материал.
Важно разнообразие материалов (конструкторы, лего, бумага, глина и т. д.), так как разный материал развивает различные навыки и предоставляет новые возможности для творчества.
Игры и сюжетные ролевые задачи сделают процесс обучения интересными увлекательным, что способствует лучшему усвоению навыков и знаний.
Конструирование должно стать регулярной частью образовательного процесса, что обеспечит устойчивое развитие и закрепление полученных навыков.
Из опыта работы в детском саду, мы провели занятие по конструированию «Построим город». Целью нашего занятия было, развитие мелкой моторики, координации движений, пространственного мышления, социальной адаптации коммуникационных навыков.
Заранее подготовили разнообразные элементы для строительства: кубики, конструкторы LEGO, детали от старых наборов для строительства, пластилин, модели различных зданий и сооружений для наглядного показа.
Рассказали детям историю о том, что им предстоит построить свой город. Каждому ребенку предлагалось выбрать свою часть города для строительства: дом, парк, мост и т. д. Затем, дети делились на небольшие группы с учетом их возможностей и интересов. Каждая группа получала задания, соответствующее их возможностям. Например, дети с двигательными нарушениями могли работать с легковесными и крупными деталями, дети с сенсорными нарушениями — с элементами, имеющими различную текстуру.
Мы помогали детям в сборке, предлагали альтернативные способы соединения деталей, поддерживали мотивацию.
После завершения строительства мы инициировали сюжетно-ролевую игру, где дети «оживляли» свой город: придумывали истории и о его жителях, взаимодействовали друг с другом, перемещали фигурки и транспортные средства.
В процессе конструирования и вовремя игры мы наблюдали за развитием мелкой моторики, координации и коммуникативных навыков у детей.
Дети учились взаимодействовать друг с другом, договариваться и сотрудничать, что особенно важно для их социальной адаптации. Участие в коллективной деятельности способствовало повышению уверенности в себе, улучшению настроения и эмоционального благополучия детей с ОВЗ.
Конструирование в детском саду играет важную роль в комплексном развитии детей с ОВЗ. Оно способствует не только развитию физических и когнитивных способностей, но и социальной интеграции эмоциональному благополучию. Такой подход позволяет детям чувствовать себя частью коллектива и развивать навыки, необходимые для дальнейшей жизни.
В заключении, конструирование играет важную роль в комплексном развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию мелкой моторики, познавательных процессов, эмоциональной сферы и социальной адаптации. Индивидуальный подход, разнообразие материалов и пошаговое обучение помогут максимально эффективно использовать этот метод в образовательной и коррекционной работе.
Литература:
- Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 43–50.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина — 1975. — с.567
- Леон Лоренсо С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. М.: Педагогика. — 1986. — 273с.
- Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Педагогика — 1963. — 453с.