Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ
Авторы: Казакова Елена Леонидовна, Ильичева Ольга Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.06.2019
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Казакова, Е. Л. Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ / Е. Л. Казакова, О. Б. Ильичева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15176/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире происходит стремительная переоценка ценностей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с ребёнком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. Обозначенная проблема заставляет задуматься о возможности и необходимости поиска некого универсального основания, которое позволило бы реально открыть доступ к внутреннему миру ребёнка.
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребёнком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребёнка и решает вопросы ранней социализации детей.
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Особенности проекта:
По методу: Информационный, познавательно — игровой, творческий
По содержанию: ребёнок — семья, ребёнок — взрослый, ребёнок — общество и культура
По характеру контактов: открытый
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста с ОВЗ, родители (законные представители) детей — дошкольников, посещающих МАДОУ.
Социальные партнеры: МБУДО «Киришский Дворец творчества имени Л. Н. Маклаковой», МАУ МДЦ «ВОСХОД», МАУДО «КДШИ», МБУДО «Киришская ДЮСШ», КЛУБ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ», театральная студия «ВыКрУтАсЫ» — интегративный театральный кружок, в котором занимаются дети с ОВЗ (с аутизмом и синдромом Дауна).
Принципы работы с социальными партнерами: добровольное участие в совместной деятельности в рамках проекта, организация взаимовыгодного сотрудничества, согласование действий и координация усилий в вопросах проведения совместных мероприятий, акций.
Цель проекта: Создание условий для формирования социальной компетентности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения через организацию проектной деятельности.
Задачи:
– способствовать своевременному социально-личностному развитию ребенка (формированию мотивационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социальной компетентности) посредством музыкотерапии;
– развить познавательный интерес и любознательность в процессе поиска и практического экспериментирования;
– разработать и реализовать комплекс мероприятий с участием социальных партнеров по созданию условий для решения задач социально-личностного развития дошкольников с ОНР
– организация взаимодействия ДОУ с родителями, с социумом (школа, театральная студия, музыкальная, спортивная школы, и т. д.) в рамках участия их и детей в совместной проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности: акции «Колокольчик», «День Домового», «Сила обнимашек»; благотворительная акция «Новогоднее чудо»; фестиваль «Открытое сердце», «Ай, да масленица!», фестиваль «Солнечные люди»; видеоролик «Устами детей», «Праздник друзей», живой квест «Пирамида добра».
Методы и формы работы с детьми:
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра — это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация — в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Песочная терапия — занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Психогимнастика — включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый — грустный».
Арт-терапия — это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Предполагаемые результаты:
– сформированность у детей интереса к социальному окружению и желания к участию в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (мотивационный компонент); представлений детей о социально-значимых событиях (в семье, детском саду, городе, стране, мире) (когнитивный компонент); навыков взаимодействия с новыми людьми в условиях проектных мероприятий (поведенческий компонент);
– сформированность у детей умения сопереживать, сочувствовать, оказывать помощь нуждающимся (эмоциональный компонент);
– высвобождение первичной креативности; создание условий для спонтанных творческих проявлений;
– получение детьми удовольствия от своего внутреннего мира и самопознания;
– сформированность у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетенции, навыков общения и взаимодействия;
– появление новых возможностей для совершенствования коррекционно-образовательного процесса в ДОУ за счет потенциала социальных партнеров;
– объединение интересов семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания социально-адаптированной, всесторонне развитой личности;
– сформированность слуховых и телесных ощущений, основных выразительных средств музыки;
– повышение педагогической культуры родителей, определение приоритетов в развитии ребенка;
– активное участие семьи воспитанника в коррекционно-образовательном процессе детского сада.
Этапы работы
1 Этап — Подготовительный — сентябрь 2017 года. Информационно-аналитическое обеспечение проекта
2 Этап — Основной (Организационно — исполнительский) — октябрь 2017 — апрель 2019. Совместная образовательная деятельность с детьми и родителями
Цель: Создать условия для реализации проекта через:
– разработку технологии осуществления процесса музыкально-психологического моделирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста
– организацию разных видов совместной деятельности;
– разработку и реализацию мини — проектов;
3 Этап — Завершающий (Рефлексивно — аналитический) — май, июнь 2019 года. Систематизация материалов проектной деятельности для диссимиляции педагогического опыта.
Содержание
Основой социально — эмоционального развития являются эмоции, испытываемые и проявляемые дошкольниками. В современной психологии существует отдельное направление — музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка. Достоинствами музыкотерапии являются:
- Абсолютная безвредность;
- Легкость и простота применения;
- Возможность контроля.
Расписание организованной образовательной деятельности:
Первый и третий вторник каждого месяца
Продолжительность — 30 минут
Срок освоения: 3 года
Форма деятельности: совместная образовательная деятельность
Форма контроля: наблюдение, анализ, диагностические срезы
Структура СОД включает:
– ритуалы приветствия и прощания;
– беседу, прослушивание музыки, сказок;
– психогимнастические этюды;
– музыкальные коммуникативные игры;
– игры звукоподражательного характера;
– синтез мелодекламации и двигательной активности;
– продуктивную деятельность.
Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, необходимо следовать определённому алгоритму:
- Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?»
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
- Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. д.
И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. «Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!»
Наибольший отклик находят у ребят такие ситуации как:
- Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
- Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Заключение
Создавая условия для развития социальной компетентности ребенка: положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности, тем самым раскрываем творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развиваем навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Литература:
- Антонова Т. «Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления» / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. — 2004. — № 5. — С. 54–69.
- Голованова Н. Ф. «Социализация и воспитание ребенка». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» / С. А. Козлова. — М., 1998.
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я, ты, мы». — Просвещение, 2005.
- С. В. Крюкова Н. П.Слободяник. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь». — М., 2005.
- Коломийченко Л. В. «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста» / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. — 2004. — № 5.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Межличностное отношение дошкольников: Диагностика, проблема, коррекции». М., 2003.
- Шадриков В. Д. «Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход». // Высшее образование сегодня, 2004 № 8. — с. 26–31.
- Фельдштейн Д. И. «Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе» // Вопросы психологии. 1985. № 6.