Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей шестого года жизни.
Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, старший дошкольный возраст, семья.
Семья — это уникальный, пока единственный, социальный институт, который воспитывает и воспроизводит людей как носителей социальной, культурной и этнической информации. Однако, при всей значимости этого института, представления о том, каким следует быть родителем исследованы недостаточно.
Одним из ключевых этапов формирования родительства является дошкольный возраст. Социальная ситуация развития ребенка шестого года жизни характеризуется установлением отношений сотрудничества со взрослыми, попытками влиять на них. Общение ребенка со взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно все более приобретает черты личностного — взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях.
В группе детского сада социальные роли детей становятся более устойчивыми. Ролевое взаимодействие становится более содержательным. В игровых действиях используются предметы-заместители, игрушки. Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой дети начинают создавать модели разнообразных отношений. Играя с куклами, девочки и мальчики представляют себя матерью и отцом, полноценной семьёй, родителями. Плавность, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры — дети могут возвращаться к неоконченной игре. Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами, отражающими социальные отношения. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из окружающей среды.
Родительство, оно же материнство или отцовство, является одним из базовых жизненных предназначений, важным состоянием и особой социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит, и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства представляет собой значимую социально-психологическую проблему на данном этапе развития общества.
Современная наука не дает представлений о том, каким необходимо быть родителем, и когда надо начинать прививать идеи о родительстве, поэтому было проведено исследование с группой детей шестого года жизни. Целью исследования являлось выявление связи детско-родительских отношений и детские представления о родительстве. Предметом исследования являлась связь детско-родительских отношений и представлений старших дошкольников о родительстве.
Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Никольское МО «Енотаевский район». В нём приняло участие группа детей старшего дошкольного возраста. Континент участников исследования составил 22 человека в возрасте от 5 до 6 лет.
В исследовании использовались следующие методики:
- Индивидуальная игра в куклы (авторская модификация Г. Г. Филипповой, С. А. Абдуллиной на основе критериев анализа игры С. Л. Новоселовой), с целью изучения содержания компонентов представлений о родительстве по речи ребёнка, эмоциональным проявлениям и игровым действиям во время игры с куклой-младенцем, а также определение желания ребёнка принимать на себя родительскую роль на основании выбора игрушки.
- Методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» Н. Л. Белопольской.
- Рисунок «Моя семья».
По результатам исследования были выделены наиболее значимые параметры и характеристики к ним, которые свойственны для высокого уровня сформированности компонентов представления о родительстве, у старших дошкольников:
– ценностно-смысловой компонент — ребенок желает и жаждет принимать родительскую роль в индивидуальной игре в куклы, представляет себя в будущем в образе матери или отца, хорошего, чуткого и ответственного родителя;
– эмоциональный компонент — ребенок, как девочки, так и мальчики, имеет высокую эмоциональную включенность в сюжетно-ролевую игру с куклой-младенцем и испытывает психологический комфорт в позиции матери или отца, родителя;
– когнитивный компонент — речь ребенка наполнена разнообразными категориями во время игры с куклой, звучат комментарии в игре, правильно произносятся звуки родного языка, регулируется сила голоса, темп речи, интонация;
– поведенческий компонент — у ребенка появляется определенный характер и разнообразие игровых действий с куклой-младенцем.
На основании полученных результатов, можно говорить о том, что большинство испытуемых уже на данном этапе возрастного развития имеют представления о родительстве. В дошкольном возрасте, когда дети впервые начинают примерять на себя роль родителей в сюжетно-ролевых играх, берет начало зарождение представлений о родительстве и психологической готовности к родительству. Далее у младших школьников она развивается в процессе реального взаимодействия с детьми раннего возраста.
Представления о родительстве необходимо рассматривать как содержательный компонент взросления детей, который распространяется в семейной среде и получающий активную формирующуюся подпитку в социальных условиях проживания. Определенный опыт родительства, образцы его поведения, будущие отцы и матери получают в раннем возрасте, в родительской семье, и от усилий родительской семьи во многом зависит успешность выполнения будущей родительской роли.
Литература:
- Грибанова (Абдуллина) С. А. Представления о родительстве у детей дошкольного возраста // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 2. — с. 294–297. (0,33 п.л.).
- Филиппова Г. Г., Абдуллина С. А. Особенности внутренней позиции родителя у детей младшего школьного возраста // Российский психологический журнал. — 2016. — Том 13. — № 3. (0,5 п.л.; 0,25 п.л.).
- Абдуллина С. А. Психолого-педагогические условия формирования представлений о родительстве у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 18–19 июня 2013 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова — Ульяновск: SIMJET, 2013. — с. 13–17. (0,28 п.л.).
- Кулагина, И. Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. — М.: Изд-во УРАО, 2005. — 176 с.
- Кон, И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе/ И. С. Кон // Советская этнография. 1987. — № 6. — С. 26–33.