Формирование представления старших школьников о родительстве
Авторы: Кибкало Надежда Геннадьевна, Кушнаренко Ольга Николаевна, Исаева Ольга Павловна, Исаев Ринат Дамирович
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.04.2019
Статья просмотрена: 337 раз
Библиографическое описание:
Кибкало, Н. Г. Формирование представления старших школьников о родительстве / Н. Г. Кибкало, О. Н. Кушнаренко, О. П. Исаева, Р. Д. Исаев. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14979/ (дата обращения: 23.11.2024).
В наше время в определенных условиях культурной глобализации и гласности общества происходят огромные изменения во всех сферах жизни человека, которые значительным образом затрагивают и сферу семейных отношений.
На протяжении всей истории человечества, семья, как социальный институт, являлась важным условием сохранения культурной связи в истории народа, как условие национальной безопасности государства. В настоящее время институт семьи в нашем государстве проходит период больших изменений и характеризуется спадом числа долгосрочных брачных отношений и числа детей, которые воспитываются в стабильных полных семьях. Чтобы избежать развития этой тенденции в будущем, а именно сократить рост разводов и воспитание детей вне брака, необходимо понять, что думает молодежь о семье, каково их отношение к браку, совместной жизни и детям.
Семья — это уникальный социальный институт воспитания, который формирует людей как обладателя социальной, культурной, этнической информации.
Родительство — это особая деятельность личности и определенное психологическое состояние, которое включает в себя совокупность всех ценностных ориентаций родителя, установок, ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [5, с. 45].
Родительство, оно же материнство и отцовство, является базовым жизненным предназначением, важнейшим состоянием и значительнейшей социально-психологической функцией любого человека [1, с. 15; 2 с. 65].
Важным этапом формирования представлений о родительстве является непосредственно 10–11 класс школы, юношество, важную стадию жизни человека, которую называют переходным возрастом. Этот этап знаменует у молодых людей переход на новый уровень в социальных отношениях и личностных ожиданиях. Старшеклассники всё больше и больше начинают принимать себя, их самоуважение в целом становится намного выше, начинает развиваться нравственная устойчивость личности, в поведении они в основном ориентируется на собственные взгляды и убеждения, приобретенные на основе собственных знаний и жизненного опыта [2, с. 45].
Представления о том, каким именно следует быть родителем, исследованы, на наш взгляд, недостаточно, поэтому мы решили провести небольшое исследование. Целью исследования являлось выявление связи детско-родительских отношений и юношеские представления о родительстве. В качестве объекта исследования выступили сами детско-родительские отношения старших школьников. Предметом исследования была связь детско-родительских отношений с юношескими представлениями о родительстве. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что представления у старших школьников об отношениях со своими будущими детьми формируются под влиянием их семьи.
Исследование проводилось в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61». В нём приняли участие две группы детей старшего школьного возраста, обучающиеся 10а и 11а классов. Континент участников исследования составил 61 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
В исследовании использовались две психодиагностические методики: тест «Три Я» и тест «Принятие и исполнение родительской роли», для определения степени готовности исполнения родительской роли в старшем школьном возрасте.
По результатам проведения теста «Три Я» выяснилось, что 38 % обучающихся имеют высокую выраженность в структуре личности эго-состояний «Родитель», которой характерно контролирующее поведение, запреты, идеальные требования, забота. Другие 37 % обучающихся имеют высокую выраженность в структуре личности эго-состояний «Дитя», что свидетельствует о наличии аффективных комплексов, переживаний, схожих реакций на окружающее с детством, импульсивность.
Однако, большинство старших школьников, а именно 73 %, имеют средние показатели по эго-состоянию «Взрослый». Это свидетельствует о наличии в структуре их личности таких качеств, как спокойствие, реалистичность, сдержанность, рациональность, компетентность, независимость, способность находить компромиссы и альтернативные варианты.
Результаты методики «Исполнение и принятие родительской роли», позволили сделать вывод, что большинство обучающихся считают материнство и отцовство обязательным условием полноценно прожитой жизни. При этом мнение о планировании семьи разделилось почти поровну.
Интересно, что, отвечая на вопрос о количестве детей, только 4 % указали одного ребенка и 18 % говорили о трех детях. Оптимальный и планируемый возраст для материнства совпал с периодом от 23 до 25 лет, а возраст отцовства приходится на период от 25 до 30 лет. 90 % ответили, что хотели бы, чтобы их родители принимали участие в воспитании их будущих детей. 43 % обучающихся думают, что по отношению к своим детям повторят своих родителей.
Важно, что белее 90 % старших школьников задумываются о своем отношении к будущим детям. 60 % считают, что необходимо молодых людей готовить стать хорошими родителями.
На основании полученных результатов, можно говорить о том, что большинство испытуемых уже на данном этапе возрастного развития задумываются о том, как они будут относиться к своим детям и, что они повторят в воспитании своих детей своих же родителей. В целом можно сказать, все исследуемые имеют ответственное отношение к осуществлению родительской роли.
Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что представления у старших школьников об отношениях со своими будущими детьми формируются под влиянием их семьи.
На основании полученных данных было разработано тематическое родительское собрание с целью информирования родителей о том, как влияют особенности взаимоотношений с ребенком на формирование у него модели собственного родительства.
Характер детско-родительских отношений в большей степени определяет социально-культурные характеристики родительской роли. К ним относятся стереотипность, присвоение примера родителей, раннее усвоение родительской роли, ответственное отношение к осуществлению родительской роли. Эмоционально близкие отношения между детьми и их родителями способствуют раннему усвоению модели собственного родительства старшеклассника с опорой на родительскую семью, в которой, по сути, он и обучается эмоциональным взаимоотношениям.
Литература:
- Афанасьева, Т. М. Семья: Проб, учебное пособие для учащихся средних учебных заведений / Т. М. Афанасьева. — М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
- Баласаева, Н. В., Сырычева, Т. А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка [Текст] / Н. В. Баласаева, Т. А. Сырычева / /Практическая психология. — 2005. — № 5. — С. 99–106.
- Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М., 2000. — 119 с.