Проблема детско-родительских отношений занимает в последние десятилетия одно из ключевых мест в современной психологии. В многочисленных исследованиях отражены различные аспекты, связанные с изучением становления характера в семье; специфики условий, определяющих детско-родительское взаимодействие, стили семейного воспитания и причин психического неблагополучия в детстве. Определенный интерес представляют исследования, посвященные влиянию на психическое развитие ребенка нарушенных родительских отношений. Лишь в отдельных исследованиях рассматриваются особенности образа ребенка, представлений родителей о нем, во многом определяющих все особенности детско-родительского взаимодействия.
Однако можно отметить дефицит исследований, посвященных выявлению особенностей представлений о ребенке у родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия. В научных исследованиях последних лет значительное внимание уделяется стилям детско-родительских отношений в их связи с различными особенностями развития детей, их благополучием. При этом особенности представлений о ребенке как основа выстраивания определенного взаимодействия родителя с ним исследователями практически не рассматриваются, что определяет научную актуальность данного исследования.
Практическая актуальность исследования заключается в возможности применения полученных результатов для разработки программ родительского просвещения и коррекции нереалистичных представлений о ребенке.
Цель исследования — выявить содержательные особенности представлений о ребенке у родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия. Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи: теоретический анализ понятия представлений, представлений родителей о ребенке и их связи с особенностями детско-родительского взаимодействия; обоснование методов и методик эмпирического исследования содержания представлений о ребенке у родителей и стилей детско-родительского взаимодействия; эмпирическое выявление и анализ содержания представлений родителей о ребенке; сравнительный анализ и выявление особенностей содержания представлений о ребенке у родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия; рекомендации психологам.
Гипотеза исследования: при разных стилях детско-родительского взаимодействия у родителей будут отмечаться представления о ребенке различного содержания, а именно: родители, ориентированные на сотрудничество, акцентируют внимание на характеристиках реального ребенка, а представления позитивно эмоционально окрашены, тогда как при более контролирующем стиле диктата более значим идеальный образ, при опеке — образ отношений, а при невмешательстве — преобладание отдельных характеристик не выражено, а представления чаще нейтральны по эмоциональному знаку.
Теоретико-методологическими основами настоящего исследования являются концепция представлений родителей о ребенке А. А. Шведовской, представления о стилях детско-родительского взаимодействия и их влиянии на представления родителей о ребенке (А. Г. Лидерс, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, А. В. Колодина, Н. В. Техтелева, Е. А. Овсяникова, Е. А. Савина, Е. О. Смирнова).Эмпирическую основу работы составил анализ результатов исследования в количестве 80 человек, в числе которых 64 женщины и 16 мужчин в возрасте 29–45 лет. У всех участников исследования есть дети в возрасте 6–15 лет.
База исследования:Муниципальное автономное образовательное учреждение «Зареченская средняя общеобразовательная школа № 2», Тоцкий район, Тоцкое второе, Оренбургская область. Данные были получены с помощью проективного метода, контент-анализа («Родительское сочинение» А. А. Шведовской) и метода опроса (Опросник детско-родительских отношений (АСВ) Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис в варианте обработки по А. Г. Лидерс). Математико-статистические методы в исследовании представлены двумя критериями: непараметрическим критерием различий U-Манна-Уитни для несвязных выборок и коэффициент углового преобразования φ-Фишера.
1. «Родительское сочиинение» А. А. Шведовской. Цель применения методики: выявление особенностей представлений о ребенке у родителей. Стимульный материал методики включает 30 незаконченных предложений. Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования по 11 шкалам: «открытая» шкала, сравнительная оценка ребенка, значимые характеристики ребенка, позитивные особенности ребенка, идеальные ожидания, возможные опасения, реальные требования, причины трудностей, анамнестические данные, интересы ребенка, ситуация «мы-взаимодействия». Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий.
Анализируется распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак. Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».
В концепции А. А. Шведовской обобщаются различные точки зрения на сущность представлений родителей о ребенке. Автор подчеркивает, что родительские представления формируются под влиянием когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов, а их анализ требует комплексного подхода, включающего оценку идеальных ожиданий, реальных требований и глубинных страхов родителей. Согласно концепции А. А. Шведовской, родительские представления структурируются вокруг трех основных блоков:
1. Образ ребенка: идеальный образ отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей; реальный образ включает в себя представления родителей о значимых качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения), образа ребенка в настоящем — оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности) компоненты образа.
2. Образ отношений в семье включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье.
3. Образ себя как родителя: личностные качества, эмоциональное состояние, воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии (развод, смена работы, болезнь и т. д.).
Также А. А. Шведовской подчеркивается, что важным в анализе родительских представлений является оценка соотношения идеального и реального образов и оценка степени принятия ребенка, так или иначе отраженная во всех единицах представлений. Примечательно, что автором отмечается возможность в целом позитивных оценок ребенка родителями при отвержении ребенка в отдельных сферах / аспектах отношений.
Таким образом, представления родителей о ребенке — сложный и изменяющийся во времени конструкт, отражающий различные аспекты восприятия родителями ребенка, отношений с ним, необходимых воспитательных воздействий и т. д. и отраженных в образе ребенка. Представления родителей о ребенке формируются под влиянием индивидуальных, семейных и социокультурных факторов. Важным в анализе родительских представлений о ребенке является оценка соотношения идеального и реального образов и оценка степени принятия ребенка, так или иначе отраженная во всех единицах представлений.
В соответствии с концепцией А. А. Шведовской, в содержание представлений родителей о ребенке включены эмоционально окрашенные характеристики: образа ребенка, включая
1) идеальный образ — декларируемые цели и ценности воспитания, представлениях о будущем ребенка, страхи и опасения;
2) реальный образ — представления о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками, анамнестические сведения, образ ребенка в настоящем — оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности) компоненты; образ отношений в семье: воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье; образ себя как родителя: личностные качества, эмоциональное состояние, воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии и т. д.
2. Опросник детско-родительских отношений (АСВ) Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис в варианте обработки по А. Г. Лидерс. Цель применения методики: выделение групп родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия. Стимульный материал методики включает 120 утверждений, относительно которых респондентам предлагается выразить свое согласие или несогласие. Обработка данных производится по 20 шкалам.
В исследовании учитывались показатели протекции, удовлетворения потребностей, количества требований, запретов, жесткости санкций. На основании соотношения показателей по данным параметрам выделялись стили детско-родительского взаимодействия, описанные А. Г. Лидерс: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. «Диктат» в детско-родительском взаимодействии проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Такой стиль взаимодействия отражает представления родителей о ребенке как о существе, нуждающемся в жестком контроле и постоянной коррекции поведения. «Опека» — это стиль детско-родительского взаимодействия, при котором родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. «Диктат» и «опека» родителей, различаясь по сути, совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи.
Опека как стиль детско-родительского взаимодействия может являться следствием представлений родителей о ребенке как о хрупком и беспомощном существе, неспособном к самостоятельным действиям. В основе таких представлений часто лежит тревожность родителей и их страх перед взрослением ребенка, что приводит к формированию инфантильного образа. «Невмешательство» — это стиль детско-родительского взаимодействия, строящийся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей.
При этом родители уклоняются от выполнения воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет радости и трудности родных и близких. В случае необходимости ребенок оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы. «Сотрудничество» как стиль детско-родительского взаимодействия предполагает опосредованностъ межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Семья, в которой стилем детско-родительского взаимодействия является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для осуществления целей воспитания и развития личности в противоположность «диктату», «опеке» и «невмешательству». Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи.
Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства. Сотрудничество как оптимальный стиль взаимодействия основано на представлениях родителей о ребенке как о равноправном партнере, способном к конструктивному диалогу и совместной деятельности. В этом случае родители воспринимают ребенка целостно, учитывая его индивидуальные особенности, потребности и потенциал развития. Такие представления формируют атмосферу взаимного уважения и доверия, где ребенок чувствует себя значимым членом семьи.
В результате дети, воспитанные в условиях сотрудничества, демонстрируют высокий уровень самостоятельности, ответственности и эмоциональной устойчивости, что способствует их успешной социализации. Теоретический анализ предложенной литературы, послужил основанием для эмпирического исследования, направленного на содержание особенностей представлений о ребенке у родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия.
Целью данного исследования стало выявление содержательных особенностей представлений о ребенке у родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия. В теоретической части исследования мы определили, что представления — это специфическая форма познания и знания, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены.
Представления родителей о ребенке — сложный и изменяющийся во времени конструкт, отражающий различные аспекты восприятия родителями ребенка, отношений с ним, необходимых воспитательных воздействий и т. д. и отраженных в образе ребенка. Важным в анализе родительских представлений о ребенке является оценка соотношения идеального и реального образов и оценка степени принятия ребенка, так или иначе отраженная во всех единицах представлений.
В соответствии с принятой концепцией А. А. Шведовской, в содержание представлений родителей о ребенке включены эмоционально окрашенные характеристики: образа ребенка, включая идеальный и реальный образ; образа отношений в семье (воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка и т. д.); образа себя как родителя.
Также в теоретической части исследования мы определили, что стиль детско-родительского взаимодействия — это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы. На основании различных соотношений характеристик протекции, удовлетворения потребностей, количества требования, запретов, жесткости санкций выделяются такие стили как диктат, опека, невмешательства, сотрудничество.
Представления родителей о ребенке могут проявляться в стиле детско-родительского взаимодействия. Исследователями указывается на согласованность реального и идеального образа ребенка в представлениях родителей, ориентированных на сотрудничество с ребенком, и существенные расхождения реального и идеального образа при выраженности ориентации на контроль; отмечается влияние идеальных ожиданий, страхов и опасений родителей на отношение к ребенку; выявляются более негативные и менее четкие представления о ребенке при дисциплинарной ориентации родителей и более позитивные и дифференцированные — при ориентации на личность ребенка и т. д.
Теоретический анализ предложенной литературы, послужил основанием для эмпирического исследования, направленного на содержание особенностей представлений о ребенке у родителей с разными стилями детско-родительского взаимодействия.
Литература:
- Адлер, А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. — М.: Академический проект, 2019. — 243 с.
- Захарова, Г. И. Психология семейных отношений: учебное пособие / Г. И. Захарова. — Челябинск: ЮУрГУ, 2009. — 63 с.
- Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум / А. Г. Лидерс. — М.: МПСУ, 2015. — 546 с.
- Образ ребенка-пользователя глазами родителей младших школьников и младших подростков: качественное исследование [Электронный ресурс] / Е. М. Цыганова, А. А. Бочавер, А. К. Нисская // Психологические исследования. — 2024. — Т. 17. — № 98. — С. 1–15. — Режим доступа: https://psystudy.ru/num/article/view/1716.
- Овсяникова, Е. А. Психологический анализ содержания представлений родителей о ребенке [Электронный ресурс] / Е. А. Овсяникова // Вестник ТГУ. — 2008. — № 7. — С. 281–285. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskiy-analiz-soderzhaniya-predstavleniy-roditeley-o-rebenke.
- Шведовская, А. А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте / А. А. Шведовская // Психологическая диагностика. — 2005. — № 4. — С. 70–103.
- Шведовская, А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. А. Шведовская // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. — 2009. — Т. 1. — № 2009–1. — Режим доступа: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_ 1/22858.
- Шведовская, А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.... канд.психол.наук: 19.00.13 / Шведовская Анна Александровна. — М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2006. — 34 с.
- Шведовская, А. А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать» / А. А. Шведовская // Психолог в детском саду. — 2005. — № 4. — С. 115–123.
- Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 2008. — 668 с.

