Представления юношей и родителей о стиле семейного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Борзилова, Н. С. Представления юношей и родителей о стиле семейного воспитания / Н. С. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 621-623. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35644/ (дата обращения: 16.12.2024).



Представления юношей иродителей остиле семейного воспитания

Борзилова Надежда Степановна, кандидат психологических наук, доцент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Юноши и девушки в силу возрастных особенностей стремятся эмансипироваться от взрослых, избежать установленных правил и порядков. Однако, несмотря на возрастающую самостоятельность самым важным и влиятельным фактором все также остается родительская семья, которая непосредственно закладывает особенности поведения юношей. Процесс внешнего и внутреннего взаимодействия с родителями продолжается на протяжении всей жизни ребенка, поэтому стиль родительского отношения обуславливает множество факторов будущей личности, в том числе и будущее родительское поведение.

Проблему детско-родительских отношений изучали такие отечественные ученые как М. И. Лисина, В. И. Гарбузов, Д. Н. Исаев, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, О. А. Карабанова, Г. Г. Филиппова, А. Я. Варга, раскрывшие стилистические особенности детско-родительских отношений. Так в частности Э. Г. Эйдемиллер [1] разработал собственную классификацию детско-родительских отношений, основанных на форме взаимодействия родителей с детьми, А. Я. Варга [2] входе консультативной практики обосновала специфический «парадоксальный» подход к детско-родительским отношениям. А. Г. Ткаченко, Н. С. Борзилова [3], подтвердили влияние стиля семейного воспитания на формирование личности подростков. В результате изучения особенностей детско-родительских отношений в психологии, сложилось понимание их, как предопределяющих развитие и формирование личности ребенка. В свою очередь в ходе жизненного опыта у юношей формируется собственное представление о стилях семейного воспитания, которое в будущем предопределяет их семейную жизнь, поэтому изучение представлений юношей о стилях семейного воспитания позволяет напрямую подойти к проблеме будущего института семьи и обозначить перспективу его развития.

Мы предположили, что существуют различия в представлении юношей о стиле воспитания в семье и реально существующим стилем воспитания, а именно:

  1. Родители юношей склонны считать свои отношения с ребенком демократичными и основанными на сотрудничестве, в то время как в представлении юношей отношение со стороны родителей носит авторитарный и директивный характер.
  2. В представлении юношей, родители относятся к ним с недостаточным уважением и принятием их прав, а предъявляют требования характерные для детей младшего возраста.

В контексте нашего исследования для решения поставленных задач использовались следующие методики: «Взаимодействие ребенок-родители» И. М. Марковской; «Подростки о родителях» адаптированная Л. И. Вассерманом, И. А. Горьковой и др. Статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Манна-Уитни на основе SPSS — 19. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дубовская средняя общеобразовательная школа». Выборка респондентов составила 80 человек, 50 учащихся старших классов (16–17 лет) и 30 родителей (матери юношей, возраст 35–40 лет).

В результате диагностики особенностей отношений в системе «родитель-ребенок» с помощью методики И. М. Марковской нами были изучены представления о данной системе у юношей и их родителей. Результаты статистического анализа результатов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа различий показателей стиля воспитания родителей впредставлении юношей иреально существующего всемье

Показатели

Нетребовательность— требовательность

Автономность— контроль

Отсутствие сотрудничества— сотрудничество

Несогласие— согласие

Авторитет

Матери

42,85

24,10

39,27

39,05

25,93

Юноши

18,15

36,90

21,73

21,95

35,07

U-

Манна-Уитни

79,5***

258***

187***

193,5***

313**

Примечание ***р≤0,001; ** р≤0,05; *p<0,01

Как видно из данных таблицы 1, в результате статистически значимыми оказались различия в таких показателях, как нетребовательность — требовательность (U = 79,5; р< 0,001), автономность — контроль (U = 258; р < 0,001), отсутствие сотрудничества — сотрудничество (U = 187; р < 0,000), авторитетность родителя (U = 313; р <0,05) и согласие-несогласие (U = 193,5; р < 0,001). Полученные результаты отражают следующую ситуацию: юноши воспринимают родителей как менее требовательных, чем есть на самом деле, то есть не осознают, какие на них возлагаются ожидания. Тем не менее, контроль в представлениях юношей выражен сильнее, чем есть в реальной ситуации, что обусловлено более острым восприятием мелочной опеки родителей, выставлении ими ограничений. В конечном же итоге, родители не наблюдают плодов выдвигаемых требований и контроля, оценивая свою авторитетность для ребенка ниже, чем он сам себе представляет. Наконец, юноши воспринимают отношения с родителями, как менее согласованные, считая, что взрослые не до конца взаимодействуют с ними на равных и принимают к сведению права и достоинства ребенка. Статистически незначимыми оказались различия в таких показателях, как мягкость — строгость (U = 449,5; р< 0,994), эмоциональная дистанция — близость (U = 432,5; р < 0,792), отвержение — принятие (U = 441,5; р < 0,899), непоследовательность — последовательность (U = 451; р <0,604), удовлетворенность отношений с ребенком (U = 443; р <0,917). Полученные результаты говорят о том, что как в представлении юношей, так и в реально существующей ситуации в семье, родители не ограничивают слишком жесткими правилами поведение детей, однако в ряде ситуаций, когда действительно необходимо, могут проявить директивность и строгость. Также взгляды юношей и родителей сходятся в определении высокого уровня эмоционально — близких, доверительных отношений, адекватности оценки взрослых степени доверия их детей. Из этого следует и сходство в принятии ребенка, его личностных качеств и поведенческих проявлений с одной стороны, и принятии родителей, с другой. Кроме того, юноши справедливо считают действия родителей в вопросах воспитания последовательными, постоянными и обоснованными, так как данные представления отвечают действительной ситуации. Наконец, общая оценка удовлетворенности взаимоотношений родителей со своими детьми не отличается и является положительной.

С целью углубленного изучения представлений о стиле воспитания у юношей нами была использована методика «Подростки о родителях» в адаптации Вассермана и Горьковой. Результат статистической обработки данных с целью установления различий при помощи критерия Манна-Уитни представлен в таблице 2.

Таблица 2

Результаты статистического анализа представлений юношей остиле воспитания своих родителей (отец имать)

Позитивный интерес

Директивность

Автономность

Мать

35,07

24,9

25,9

Отец

25,93

36,1

35,03

U-Манна — Уитни

313**

282*

314**

Примечание ***р≤0,001; ** р≤0,05; *p<0,01

Исходя из результатов, представленных в таблице, мы видим, что обнаружены значимые различия в представлении юношей об особенностях воспитания матери и отца. Так нами обнаружены статистически достоверный различия в показателе «позитивный интерес» (U=313;р<0,05), директивность (U=313;р <0,01) и автономность (U=314;р <0,05). Как видно из полученных статистически достоверных различий в представлении юношей матери более близки и характеризуются принятием и эмоциональной теплотой по отношению к своему сыну, мать «обращена» к своему ребенку, ее интересует его жизнь и развитие, в то время как отец в представлении юношей не занимает активной позиции и дистанцируются от взаимодействия. Что касается директивности, то для юношей более строгим и авторитарным является отец, который предъявляет определенные требования к воспитанию сына, при этом мать в отношении к юношам занимает более мягкую позицию и не стремится навязать им свою опеку, основанную на «чувстве вины» ребенка. В понимании юношей мать менее требовательна по отношению к ним и стремится выстроить взаимодействие на основании эмоционального близких отношений и доверия, при этом отцы в представлении юношей, как уже говорилось, придерживаются нейтралитета, и проявляется в некотором формальном отношении к воспитанию сына.

Таким образом, в результате проведенного исследования наша гипотеза о том, что существуют различия в представлении юношей о стиле воспитание в семье и реально существующим стилем воспитания, а именно: 1. Родители юношей склонны считать свои отношения с ребенком демократичными и основанными на сотрудничестве, в то время как в представлении юношей отношение со стороны родителей носит авторитарный и директивный характер. 2. В представлении юношей, родители относятся к ним с недостаточным уважением и принятием их прав, а предъявляют требования характерные для детей младшего возраста нашла свое подтверждение. Установлено, что представления юношей о стилях воспитания их родителей совпадают по весьма важным пунктам, которые формирует отношение к семье как к важному институту социализации, жизненной ценности. Различаются же представления с реальной ситуацией в аспектах требовательности, контроля, авторитетности и сотрудничества, так как юноши видят себя во взаимодействии с родителями не на равноправной, а в позиции подчинения.

Литература:

  1. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: Питер, 2012. — 635 с.
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001.- 144 с.
  3. Ткаченко А. Г., Борзилова Н. С. Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С.885–890
Основные термины (генерируются автоматически): представление юношей, семейное воспитание, SPSS, отношение, родитель, юноша.


Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Представления родителей детей дошкольного возраста о робототехнике

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях

Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы

Представления педагогов об особом ребенке как основа их профессиональной позиции

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Представления родителей детей дошкольного возраста о робототехнике

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Представления о семейных ценностях у современных сибиряков

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях

Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы

Представления педагогов об особом ребенке как основа их профессиональной позиции

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения

Задать вопрос