15 декабря 2016 года распоряжением Правительства Республики Коми утверждена концепция создания и функционирования детских технопарков. С 2015 года Министерством образования, науки и молодёжной политики Республики Коми совместно с «Ассоциацией работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе» (РАОР) реализуется проект по развитию кадровой, методической и технической составляющей технического творчества, в частности, робототехники. В рамках данного проекта осуществляется внедрение модельных программ по образовательной робототехнике для детей, обучающихся в общеобразовательных организациях — «ИКаР» (Инженерные кадры России») и для детей дошкольного возраста — «ИКаРёнок».
Начиная с 2016 года в Республике Коми проведены региональные отборочные туры Всероссийских соревнований «ИКаРёнок» сезонов 2015–2016 и 2016–2017, а в г. Ухта в 2016 году был проведен первый муниципальный фестиваль «Мой первый робот» среди дошкольных образовательных организаций.
Команды-победители региональных отборочных туров с достоинством представляют Республику Коми на Всероссийских соревнованиях «ИКаРёнок».
Эффективность обучения основам робототехники в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к исследуемой нами проблеме.
В своем исследовании мы задались целью выявить уровень осведомленности родителей о робототехнике и выяснить отношение родителей к внедрению робототехники на уровне дошкольного образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
разработать вопросы для анкеты «Степень осведомленности родителей детей дошкольного возраста о робототехнике»,
провести анонимное анкетирование родителей детей дошкольного возраста,
проанализировать результаты анкетирования.
Для проведения анкетирования родителей было подготовлено 157 анкет. На момент обработки количество анкет составило 103 экземпляра.
В анкетировании приняли участие родителей детей 3–4 лет (14 %), 4–5 лет (32 %), 5–6 лет (17 %) и 6–7 лет (37 %). Из числа опрошенных 63 % составили родители мальчиков и 37 % — девочек. 42 % родителей не имеют представления о робототехнике, 58 % опрошенных отметили что имеют.
Различные варианты ответов написали родители на вопрос «Напишите слова, которые ассоциируются у Вас с понятием «робототехника»?» Среди ассоциативных связей выделены «много маленьких деталей», «мастерство», «сложность конструкции», «изобретение», «колёса», «логичность» и др.
У 89 % родителей не возникло затруднений при выборе положительного ответа на вопрос «Знакомы ли Вы с робототехническими конструкторами?» и перечислением конкретных линеек робототехнических конструкторов в следующем вопросе (Lego Bionicle — 12 %, ТРИК — 12 %, Lego — 37%, железный конструктор — 13 %, «бытовая робототехника» — 13 %, «механика» — 13%)
Положительное отношение к внедрению робототехники в дошкольном детстве высказывают 80 % опрошенных родителей, 2 % — отрицательное и 18% нейтральное.
Несмотря на то, что в г. Сыктывкаре функционируют кружки по робототехнике для детей дошкольного возраста 57 % родителей не знают об их существовании и соответственно не посещают их. В то же время 43% родителей, ответивших положительно на вопрос «Знаете ли Вы о существовании в г. Сыктывкаре кружков или секций для детей дошкольного возраста, связанных с конструированием роботов?» на вопрос о том, посещает ли ребенок кружок по робототехнике также ответили положительно, период посещения составляет менее 1 года. Решение родителями посещать кружок по робототехнике обусловлено способностями и интересами ребенка (67%) и будущим профессиональным выбором (33%).
26% родителей детей, не посещающих кружок по робототехнике, планируют в дальнейшем записать ребёнка записать на занятия по робототехнике, 25 % записывать не планируют и 26% — затрудняются ответить.
Ожидания родителей от занятий детьми робототехникой самые различные: приобретение определенных умений (22%), возможность участия в конкурсах, соревнованиях, конференциях (6%), пребывание ребенка в ситуации успеха (7%), расширение кругозора, получение новых знаний (22%), приобретение новых друзей (9%), возможность творчества (20 %), приобретение профессиональных знаний и умений (14 %).
Наряду с включением собственного ребенка в образовательную робототехнику сами родители также выражают желание включиться в подобную деятельность в режиме мастер-классов (44%). Не готовность включения в мастер-классы по робототехнике проявили 22% и 34% затрудняются ответить.
Один из итоговых вопросов «Интересна ли была для Вас тема опроса?» подтвердил, что 56% родителей интересуются данной темой, а значит готовы к сотрудничеству, 32% опрошенных родителей затрудняются ответить, для 12% — тема не интересна.
На основании результатов анкетирования было установлено, что родители имеют достаточные представления о линейках образовательных робототехнических конструкторов, осведомлены о существовании кружков по робототехнике в г. Сыктывкар, возлагают самые различные ожидания на занятия робототехникой и даже проявляют желание к ее освоению. Полученные данные свидетельствуют о том, что родители готовы включиться в процесс внедрения робототехники на уровне дошкольного образования. В связи с этим на следующий учебный год перед нами встал ряд новых задач:
- создать базу данных организаций, оказывающих услуги по организации и проведению занятий по робототехнике для детей дошкольного возврата,
- разработать и провести серию мастер-классов по робототехнике для родителей детей дошкольного возраста,
- разработать цикл экскурсий в Музее игрушки при ГПОУ СГПК им. И. А. Куратова на тему «История Lego» для дошкольников и родителей,
- привлечь родителей дошкольников к подготовке к региональному отборочному туру Всероссийских соревнований «ИКаРёнок» сезона 2017–2018.
Литература:
- Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми на период 2017–2019 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://law.rkomi.ru/files/56/22332.pdf. Дата обращения: 24.02.2017.