Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании
Авторы: Картина Ирина Евгеньевна, Луцик Юлия Сергеевна, Бондарь Ирина Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.
Дата публикации: 18.02.2020
Статья просмотрена: 3685 раз
Библиографическое описание:
Картина, И. Е. Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании / И. Е. Картина, Ю. С. Луцик, И. В. Бондарь. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4887/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы описывают технологию лего-конструирования и робототехники, на примере своего опыта работы в детском саду.
Ключевые слова: конструирование, дети, лего, робототехника.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра, то он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры [1, с. 4].
Конструирование из лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество [2, с. 3].
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним дошкольникам предстоит:
− работать по профессиям, которых пока нет;
− использовать технологии, которые еще не созданы;
− решать задачи, о которых мы можем только догадываться.
Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития и современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть робототехника.
С 2018 года в нашем детском саду был открыт кружок «Lego-детки», с целью овладения навыками начального технического конструирования, развитие воображения и мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств.
Рис. 1. Работа с конструктором Lego «Домашние животные»
Занятия посещают дети всех возрастных групп. В распоряжении детей младшего и среднего дошкольного возраста находятся такие виды конструктора, как «Lego Duplo», «Построй свою эмоцию», «Домашние животные», а также интересный и увлекательный набор «Веселые горки», с помощью которого дети не только строят различные конструкции, но могут и экспериментировать, запуская шарик по туннелям.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова) предложили различные формы организации обучения:
− конструирование по образцу;
− конструирование по модели;
− конструирование по условиям;
− конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
− конструирование по замыслу;
− конструирование по теме [1, с. 6].
Данные формы активно используются на занятиях по лего-конструированию и робототехники.
Один из конструкторов для старших групп «Простые механизмы». В процессе работы с набором дети имеют возможность понять, что такое подъёмная сила, равновесие, стойкость конструкции, знакомятся с такими деталями, как рычаг, зубчатые колеса, шестеренка, изучают простейшие механизмы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Рис. 2. Строительство по схеме
Хотелось обратить внимание на робототехническую новику LegoWedo 2.0. Данный продукт позволяет детям самостоятельно создавать различных роботов и с помощью программного обеспечения задавать параметры и условия для тестирования разработанного продукта.
Lego WeDo 2.0 представляет собой не только средство развития памяти, внимания, мышления, сенсорики учащихся, но и средство достижения целей, сформулированных во ФГОС второго поколения как результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
Есть несколько способов проведения занятий с конструктором Lego WeDо 2.0. Продолжительность занятий зависит от сложности моделей, времени на обсуждение результата и проведения анализа собранной модели, экспериментирования и т. д. Дети работают как индивидуально, так и в командах.
Для начала ребята знакомятся с элементами конструктора и их названиями, рассматривают детали, сортируют их по коробочкам (по цвету, по размеру, по фигурам и т. д.), пробуют собрать несложные модели из этих элементов.
Затем дошкольники знакомятся с интерфейсом программы конструктора Lego WeDо 2.0., а также объясняются основы построения программы для «оживления» собранных моделей, происходит знакомство с пиктограммами команд и их назначением.
Рис. 3. Работа с конструктором Lego WeDо 2.0.
Далее дети собирают базовые модели комплекта. Желательно, чтобы ребята проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей. А в конце занятия оформляется выставка собранных моделей.
Занятия проходят в легкой и непринуждённой обстановке. Ребята с большим интересом запоминают названия деталей и способы крепления конструктора, создают свои конструкции и строят по схеме.
Lego-конструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.
Литература:
1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2018;
2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала — М.: Мозаика — Синтез, 2017.
Похожие статьи
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.
От школьных уроков до создания конструктора
В своей статье авторы описывают опыт создания программируемого конструктора «Лифт 2.0», поддержанного Красноярским краевым фондом науки, а также рассматривают аспекты развития робототехники в школьном образовании.
Развивающий потенциал образовательной робототехники
В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.
Эффективные методы преподавания робототехники в современном образовательном процессе
В статье автор пытается раскрыть теоретические основы использования различных методов в преподавании робототехники.
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации
В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.
Роль современных инновационных средств на занятиях музыки
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе на занятиях музыки в детском саду.
Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...
Легоконструирование как составная часть робототехники
В статье рассмотрены понятие робототехники, история конструктора «LEGO», разнообразие наборов конструктора, описаны этапы сборки определенной модели, приведены результаты анкетирования.
Похожие статьи
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.
От школьных уроков до создания конструктора
В своей статье авторы описывают опыт создания программируемого конструктора «Лифт 2.0», поддержанного Красноярским краевым фондом науки, а также рассматривают аспекты развития робототехники в школьном образовании.
Развивающий потенциал образовательной робототехники
В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.
Эффективные методы преподавания робототехники в современном образовательном процессе
В статье автор пытается раскрыть теоретические основы использования различных методов в преподавании робототехники.
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации
В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.
Роль современных инновационных средств на занятиях музыки
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе на занятиях музыки в детском саду.
Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...
Легоконструирование как составная часть робототехники
В статье рассмотрены понятие робототехники, история конструктора «LEGO», разнообразие наборов конструктора, описаны этапы сборки определенной модели, приведены результаты анкетирования.