Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации
Автор: Титова Светлана Петровна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 23.05.2020
Статья просмотрена: 1652 раза
Библиографическое описание:
Титова, С. П. Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации / С. П. Титова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5293/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.
Ключевые слова: робототехника, дошкольное образование, техника, дети.
Современное образование находится в состоянии модернизации. Внедрение Федерального государственного стандарта дошкольного образования и стандарта педагога предъявляет высокие требования качеству образования и профессиональным компетенциям [2]. Следовательно, необходимо осуществлять поиск новых современных инновационных технологий, способных интегрировано объединить в себе все эти качества. Такой технологией является технология образовательной робототехники.
Актуальность внедрения данной технологии подтверждают слова В. В. Путина. Выступая на пленарном заседании международного экономического форума, глава государства отметил, что Российская Федерация может стать площадкой по развитию робототехники, так как открытия, сделанные в этой области способны привести к технологической революции [1]. Это значит, что в скором времени возрастёт спрос на инженеров, способных компетентно выполнять свою работу.
Следовательно, уже на этапе дошкольного детства мы должны предоставить детям возможность освоения данной профессии, ведь уже в дошкольниках можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Таким образом, образовательная робототехника — это мощный инновационный образовательный инструмент, позволяющий обеспечить преемственность от дошкольного до профессионального образования.
Что же такое робототехника в детском саду? Робототехника — это создание роботов из специальных конструкторов. Мы с этой целью используем наборы LEGO Перворобот и Лего Ведо 2.0, в которые входят пластиковые детали, двигатели, различные датчики (движения, цвета, препятствия, ультразвуковые и пр.) и программируемый блок. В комплект входит также среда разработки программ, непосредственно с которой и нужно работать, чтобы «оживить» робота.
В чём цель занятий робототехникой в детском саду? Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.
Как проходят занятия робототехникой? Детям выдаются наборы конструкторов и инструкция, по которой нужно собрать определённую МОДЕЛЬ. Затем начинается самая ответственная часть работы — программирование. На компьютере ребята пишут программу, которая будет управлять роботом, и сохраняют её. В конце занятий происходит тестирование роботов — они включаются и делают то, чему их «научили».
На начальном этапе деятельности дошкольники собирают модели по схеме и составляют элементарную программу ее поведения. В дальнейшем, ребенок может самостоятельно придумать модель, сконструировать ее и написать программу движения.
Таким образом, помощью технологии образовательной робототехники мы знакомим дошкольников с целым спектром технических профессий, таких как инженер, конструктор, программист, механик, робототехник, формируем у дошкольников начальное техническое мышление и создаем условия для развития начального технического творчества.
Завершает работу над моделью ее презентация, которую ребята готовят самостоятельно или с помощью педагога. Следующий этап работы с моделями роботов – это этап объединения и развития. В нашем образовательном учреждении работает мультстудия и придуманные ребятами модели роботов становятся героями мультфильмов. Работа над созданием мультфильмов позволяет наряду с техническим конструированием развивать техническое творчество, оттачивать навыки программирования, формировать навыки работы в команде. На сегодняшний день воспитанниками создано 3 мультфильма: «Пожар в лесу», «Когда я вырасту», «Лица победы».
За 2017–2019 г.г. на реализацию проектов с использованием образовательной робототехники «Профессиональная ориентация дошкольников средствами образовательной робототехники», «Создание мультфильмов средствами робототехники» было реализовано 500000 рублей. Педагогический коллектив и воспитанники МБДОУ Детский сад № 277 являются победителями конкурсов различных уровней, что еще раз подтверждает успешность внедрения технологии образовательной робототехники в деятельность образовательной организации.
Так в 2017 г. — старший воспитатель Титова С. П. стала победителем Республиканского профессионального конкурса «Педагог года Республики Башкортостан — 2017», на котором был представлен проект «Образовательная робототехника в дошкольном учреждении».
2018 г. — Опыт работы по образовательной робототехнике был представлен на Международном салоне образования в г. Москва и на Уфимском салоне образования
2019 г. — МБДОУ Детский сад № 277 награжден памятной статуэткой «За вклад в развитие образования» в номинации «Научно-техническое творчество».
Материалы проекта были отражены в 10 научных статьях, в том числе 1 статья опубликована в Международном журнале передовых биотехнологий и исследований, индексируемом Скопус, 2 статьи в журнале ДоШкольный мир, 1 статья в сборнике статей Академии ВЭГУ, входящего в перечень изданий ВАК. Материалы также вошли в грант «Сетевой электронный детский сад», который представляет собой единую электронную среду для педагогов и родителей с возможностью реализации инновационных практик дошкольного образования Республики Башкортостан.
По результатам реализации проекта у воспитанников МБДОУ Детский сад № 277 сформировано начальное техническое мышление и созданы предпосылки для развития начального технического творчества.
2 % воспитанников занимаются по программе «Одаренные дети» (техническое направление).
10 % выпускников МБДОУ Детский сад № 277 продолжают заниматься робототехникой в центрах научного творчества.
58 % воспитанников занимаются в кружке по робототехнике «Интеллектус» в МБДОУ Детский сад № 277
62 % родителей воспитанников целенаправленно выбирают МБДОУ Детский сад № 277, обосновывая выбор наличием условий для занятий робототехникой.
Таким образом, внедрив технологию образовательной робототехники, мы создали условия, необходимые для развития начального технического творчества, проявления социальной инициативы и самостоятельности дошкольника, ранней профориентации, а также воспитания информационной культуры и позволяет уже на первой ступени образования решать задачи, стоящие перед нашим регионом.
Литература:
- Владимир Путин: открытия в IT и робототехнике способны привести к технологической революции. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://d-russia.ru/vladimir-putin-otkrytiya-v-it-i-robototexnike-sposobny-privesti-k-texnologicheskoj-revolyucii.html (дата обращения: 21.05.2020).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 21.05.2020).
Похожие статьи
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Развивающий потенциал образовательной робототехники
В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.
Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации
В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...
Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием
В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности
В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.
Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.
Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники
В статье рассматривается возможность формирования познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования
В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.
Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе
Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...
Похожие статьи
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Развивающий потенциал образовательной робототехники
В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.
Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации
В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...
Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием
В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.
К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности
В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.
Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.
Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники
В статье рассматривается возможность формирования познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования
В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.
Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе
Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...