Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 13.04.2016

Статья просмотрена: 12210 раз

Библиографическое описание:

Ташкинова, Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» / Л. В. Ташкинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10278/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации претерпевает серьезные изменения. Дошкольное образование, согласно закону № 273-ФЗ об образовании, включено в структуру основного общего образования. Наряду с этим появился ряд новых нормативных документов, отражающих всю организацию работы в дошкольной сфере «по-новому». Это введение Единых требований к квалификации специалистов ДОУ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального стандарта педагога. Изменить сознание взрослых людей — специалистов, отношение ко всей организации работы в дошкольной сфере — вот основная задача «революции» в дошкольном образовании.

В соответствии с ФГОС ДО произошло обновление содержания образования, а именно, программа нашего дошкольного учреждения направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса, где ребёнок становится субъектом образования, активным в выборе содержания своего образования. Научить ребенка хотеть быть успешным — вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития. И обязательно, организовать родителей, создать условия и для развития мотивации родителей принимать участие в образовании своих детей — дошкольников.

Важная задача сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.

«Роботоконструирование» из конструкторов нового поколения, программирование, исследование, а также общение в процессе работы предоставляет уникальную возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Программа рассчитана на детей 5–7 лет. Работая индивидуально, парами или в командах, дети смогут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Применение конструкторов LEGO WeDO в детском саду, позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и исследовательскую работу, в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования программы «Робототехника в детском саду» является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций — умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

Роботоконструирование — это не только создание роботов, но и программирование. Программа позволяет выявить одарённых детей и обеспечить соответствующие условия для их технического развития, предоставляет дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям. Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения и вызовет заинтересованность и понимание со стороны родителей.

Цель программы: формирование основных навыков роботоконструирования.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательного интереса к робототехнике и информатике.
  2. Формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
  3. Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
  4. Воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

 конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями;

 конструктор LEGO WeDO Education 9585 (по количеству детей);

 компьютеры (по количеству детей), проектор, экран.

Планируемые результаты освоения программы

 формирование устойчивого интереса к робототехнике;

 формирование умения работать по предложенным инструкциям;

 формирование умения творчески подходить к решению задачи;

 формирование умения довести решение задачи до работающей модели;

 формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

 формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю подгруппой по 8 человек, по 25–35 минут:

  1. 1 занятие: Знакомство с конструктором Lego WeDo, правилами работы в компьютерном классе, сборка модели по инструкции.
  2. 2 занятие: Знакомство с программным обеспечением, программирование модели.

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Робототехника в детском саду», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Литература:

  1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.
  2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, ребенок, формирование умения, детский сад, дошкольное образование, вид деятельности, дошкольная сфера, образовательный процесс, организация работы, решение задачи.