Lego-конструирование и робототехника в ДОУ — шаг к техническому творчеству
Авторы: Филиппова Наталия Владимировна, Зайцева Мария Александровна, Семенова Алена Валерьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 03.12.2021
Статья просмотрена: 151 раз
Библиографическое описание:
Филиппова, Н. В. Lego-конструирование и робототехника в ДОУ — шаг к техническому творчеству / Н. В. Филиппова, М. А. Зайцева, А. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6881/ (дата обращения: 16.12.2024).
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Ключевые слова: LEGO, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, дошкольное образование, дошкольный возраст, техническое творчество, дополнительное образование, лего-конструирование
В связи с изменениями в Закон Российской Федерации «Об образовании» и введением государственных образовательных стандартов дошкольного образования меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. На сегодняшний день не только базовое образование, но и дополнительное образование играют огромное значение в развитии личности ребенка.
Иногда родители спрашивают, для чего нужны кружки в детском саду или, иными словами, дополнительное образование для дошкольников, если в образовательном учреждении есть основная хорошая образовательная программа?
Дело в том, что образовательная программа реализует минимальный образовательный стандарт. Но в детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Требования же нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Кроме того, в детских садах есть родители, которые уже наметили ориентиры на пути к успеху в жизни ребенка и карьерному росту. Все они нуждаются в расширенном и подробном перечне образовательных услуг.
А где, как не у специалистов дошкольного образования, в образовательном учреждении, которому они доверяют, где есть все условия для занятий, получить их? Ведь не везде и не всегда у родителей есть возможность отвести своего ребенка в секцию или студию. Детские сады помогают потребителям образовательных услуг, создавая систему дополнительных образовательных услуг в виде клубов, секций, студий различных сфер деятельности.
В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные технологии, и их уже трудно удивить традиционными визуальными средствами. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, в первую очередь влияя на формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ сегодня является не сумма знаний, умений и навыков, а личные качества ребенка: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитание.
Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность — лего-конструирование.
Лего-конструирование — интересное и увлекательное занятие, оно тесно связано с интеллектуальным развитием ребенка. В этом виде деятельности использование конструкторов лего отличается своей новизной, с его помощью ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Лего — это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию. Поэтому при поддержке Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в течение двух лет педагоги нашего детского сада осуществляют работу с детьми в кружках технической направленности «LEGO-конструирование», «Робототехника в детском саду».
Особенностью этого кружка является научно-техническая направленность обучения, основанная на новых информационных технологиях, способствующих развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Для организации этой услуги были созданы материально-технические условия, чтобы дети уже в дошкольном возрасте могли приобрести конструктивные навыки и умения. А также была создана специализированный кабинет «Лего — конструирование с установленным оборудованием. Развивающая предметно-пространственная среда, построена с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Для занятий отведено специальное место. Есть зона стеллажей и ящиков для хранения конструкторов «LEGO», которые обладают большим разнообразием: варианты и для самых маленьких, и для старших дошкольников. Для каждого возраста подобраны по размеру детали (крупные — для малышей, более мелкие — для детей постарше).
Занятия строятся от простого к сложному, причем на самих занятиях не просто занимаются конструированием и собиранием роботов из деталей, а выполняют проекты: знакомятся с теоретическими вопросами, ставят поисковые задачи, учатся работать в команде, обсуждать и отстаивать свою точку зрения.
Внедрение услуги с использованием технологии ЛЕГО происходит в различных направлениях.
1-е направление: ЛЕГО начинается с трехлетнего возраста: дети вторых младших групп используют на занятиях конструкторы ЛЕГО ДУПЛО. Дети изучают основные детали конструктора, способы соединения кирпичей, у детей формируется способность связывать результаты собственных действий при оформлении объекта с примером.
В средней группе (в возрасте от 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором ЛЕГО и на основе этих навыков формируют новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять и анализировать этапы будущего строительства. Добавляется новая форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
Конструктивное творчество в группе старшего возраста (от 5 до 6 лет) отличается содержательным и техническим разнообразием, дети дошкольного возраста могут не только выбирать детали, но и создавать модели, схемы, рисунки и проекты по собственным планам.
В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) приоритетом становится обучение умению планировать свою постройку с помощью конструктора LEGO. Особое внимание уделяется развитию творческого воображения детей: дети разрабатывают его в соответствии с предлагаемыми темами и условиями. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
2-е направление : — расширение и углубление содержания конструкторской деятельности старшего дошкольного возраста осуществляется за счет использования программируемых дизайнеров нового поколения LEGO- WeDo 2.0. Состав групп: 8–10 человек. Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является стабильным. Возрастная группа: от 5 до 7 лет.
Содержание образовательной деятельности раскрывается в рабочей программе «мир LEGO», которая включает в себя 2 этапа обучения:
1. Этап «Новичок» для детей в возрасте 5–6 лет. На этом этапе дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO- WeDo 2.0. Организация образовательной деятельности на данном этапе организована в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми;
2. Этап — «Робототехника» (возрастная категория: от 6 до 7 лет) В целях совершенствования работы с воспитанниками по обеспечению эмоционального благополучия в старшей группе с дошкольниками организована работа в кружке по программе «Робототехника в детском саду. На данном этапе дети овладевают конструкцией LEGO с помощью конструкторов-роботов: LEGO-WeDO 2.0. Конструкторы этого типа призваны начать формировать у воспитанников подготовительных групп целостное видение мира технологий, структуры конструкций, механизмов и машин, их места в окружающем мире. Применение данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, повысить интерес и любопытство к техническому творчеству, изучить проблему, проанализировать имеющиеся ресурсы и составить гипотезы. На данном этапе работы предусматривается организация совместных проектных мероприятий, активное участие родителей в техническом творчестве.
3-е направление — активное обучение педагогов технологии лего путем преподавания курсов и организации обучающих семинаров, мастер-классов, открытых занятий и т. д.
Использование робототехники и лего — конструирование в образовании стало эффективным средством формирования правильной речи и исправления ее недостатков. Это позволило нам сделать обучение незабываемым и захватывающим. Реализация этой программы способствует установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком, ребенком и родителями, помогает создать хорошее настроение, повысить жизненный тонус, снять напряжение, агрессию, внутренний дискомфорт у детей, а также накопить жизненный опыт и развить когнитивную сферу ребенка.
Робототехника и LEGO-конструирование приобретают все большую популярность среди воспитанников, родителей и педагогов. Эти технологии применяются в условиях применения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, поскольку: — позволяют интегрировать образовательные сферы; — позволяют педагогу совмещать игру с научно-исследовательской и экспериментальной деятельностью; — позволяют создавать познавательные действия, развивать воображение и творческую деятельность; — способность работать в коллективе. Опыт работы с данными технологиями показал, что они дают широкие возможности для развития ребенка как личности. Мы убедились, что LEGO-конструирование и робототехника снимают у детей эмоциональное напряжение, развивают мелкую моторику рук, оказывают существенное влияние на развитие познавательной и речевой деятельности, понимание причинно-следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лего-конструирование является не просто средством развития познавательных способностей дошкольников, а многофункциональным образовательным комплексом
Литература:
- ttp://infourok.ru/lego-konstruirovanie-i-robototehnika-v...chestvu-3853556.htm
- Картина И. Е. Применение технологии лего — конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании/ И. Е. Картина, Ю. С. Луцик, И. В. Бодарь. –
- М. С. Ишмаковой — ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г
- «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. — М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
Ключевые слова
дошкольное образование, ребёнок, дошкольный возраст, дополнительное образование, образовательная деятельность, детский сад, техническое творчество, LEGO, лего-конструированиеПохожие статьи
Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях
В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Квест в ДОУ. Познания в игре
В статье говорится о квест-игре как о новой технологии в работе дошкольного учреждения.
Растим будущих инженеров
Статья посвящена конструированию — инструменту, способному сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление.
Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста
В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...
Похожие статьи
Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях
В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников
В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Квест в ДОУ. Познания в игре
В статье говорится о квест-игре как о новой технологии в работе дошкольного учреждения.
Растим будущих инженеров
Статья посвящена конструированию — инструменту, способному сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление.
Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста
В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...