Лего-конструирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 24.02.2023

Статья просмотрена: 1497 раз

Библиографическое описание:

Слюнина, С. В. Лего-конструирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста / С. В. Слюнина, В. В. Гельман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100246/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья посвящена современной образовательной технологии — технологии лего-конструирования, как одного из универсальных и доступных средств для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта.

Ж. Пиаже

Одним из важных приоритетных направлений в работе детского сада является развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей.

В свете внедрения в образовательный процесс ФГОС, занятие лего- конструированием имеют огромное значение, так как: обеспечивает «полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития».

Игры с конструктором лего помогают проявлять инициативу, практически использовать знания, полученные детьми в образовательной деятельности. Исходя из этого, ФГОС дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры».

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах — инженерах, технологах, конструкторах, т. е. профессиях технологической направленности, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.

Президент, России Владимир Владимирович Путин выступая на форуме «Рабочая молодежь» в 2018 году сказал, что нашей обновляющейся экономике, нужны новые кадры, в первую очередь: «Мы будем думать о том, чтобы внедрять решения по прикладному бакалавриату, нам нужны специалисты с инженерными знаниями, нужны люди, которые понимают, что такое программирование и робототехника».

Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные ФГОС ДО.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов в игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы, и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам. ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующей развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.

Для более глубокого знакомства детей и родителей с лего- конструированием в развивающей среде учреждения организована выставка «Лего-фест», подобраны видеофильмы. Данные действия способствовали появлению у дошкольников стойкого интереса к дальнейшему обучению, желание экспериментировать.

В детском саду оборудован лего-центр, где подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGO DUPLO», «LEGO DACTA».

Дошкольники имеют возможность потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно варианты их скрепления, привыкнуть к яркой окраске деталей. С помощью педагога дети организуют строительство предметов мебели, архитектуры, техники, свободно ориентируются среди элементов, находящихся в лего-центре.

Действия дошкольников с разнообразными лего-конструкторами направлены на развитие интеллектуальных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Освоение лего — конструирования, как части робототехники в образовательном учреждении проводится последовательно, планомерно, от простого к сложному. Чтобы ребенок захотел сам построить что-то в процессе проведения интегрированных занятий, создаем проблемные ситуации, и условия для успешного решения поставленных задач.

Работу с детьми младшего дошкольного возраста начали со знакомства с лего-центром и лего-конструктором . Ознакомлениедетей с конструктором легопроисходило в спонтанной коллективной игре. Детей знакомили с содержанием и правилами работы с конструктором, с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей . Например: это кирпичик красного цвета, я поставлю его на ребро и получится заборчик, а если я поставлю рядом еще синий кирпичик, затем желтый — получится длинный заборчик. В ходе НОД «Заборчик для цыплят» дети с большим интересом строили для цыплят заборчик, спасали их от хитрой лисы. В ходе НОД «Постройка теремка», вместе со своим другом Легошей, который приходил к детям в гости, учились строить, маленькие и большие дома, разного вида башенки, ворота, гаражи, мебель для маленьких кукол.

С целью закрепления цвета, названия деталей ЛЕГО — конструктора с детьми организовывали дидактические игры: «Найди кирпичик как у меня», «Разложи по цвету», «Передай кирпичик ЛЕГО», «Веселая башенка для зверят».

С подгруппами детей организовывали сюжетное конструирование, разыгрывая вместе с ними несложные ситуации: например, строили поезд, и люди ехали в нем на дачу; далее строили дачу, и люди там жили, отдыхали на скамеечках, кормили курочек и т. п. Или строили гараж, в который дети ставили машинки, некоторые из них дети конструировали сами.

В конце каждого месяца дети строили постройку по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Дети упражняются в распознавании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в группах.

Второй этап направлен на организацию деятельности с детьми по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей, который представляет собой организацию образовательной деятельности на основе LEGO–технологии, при которой LEGO–конструктор и дидактический материал к нему становился предметом активных и практических действий каждого ребенка и создания продукта собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получались разные модели, которые можно переделывать, конструируя каждый раз новые образы реальных объектов или элементов декораций. Легоконструирующая деятельность может занимать неопределенное количество времени, начиная от получаса и заканчивая несколькими днями. Дети работали как индивидуально, так и группами от 2 до 6 человек. Предварительно детей знакомили с темой, основными идеями построения. Затем предлагали перейти непосредственно к конструктивной деятельности. Отдельные подгруппы детей работали в разном темпе, поэтому продумывались дополнительные задания. По завершению конструкторской деятельности предлагалось детям презентовать свою модель. Они, демонстрируя результат своей деятельности, рассказывали о самых трудных, легких и интересных сторонах деятельности. После этого детям предлагалось свободное время для рефлексии, когда они могли поиграть свой моделью, дополнить ее, создать проект совместно с другими детьми, применить свою модель в окружающей среде. Использовались следующие виды конструирования: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по условиям, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, конструирование по теме.

В средней группе дети закрепляли навыки работы с конструктором лего. Занятия проводились подгруппами по 8–10 человек. Использовался большой и маленький конструктор LEGO DUPLO. Обязательно несколько занятий отводили коллективным постройкам. В этом возрасте дошкольники учились не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, анализировать ее.

Основой при организации работы с ЛЕГО — конструктором с детьми средней группы является сказка. Предварительно детей ознакомили с произведением, а затем конструировали его персонажей. Создавали модели знакомых сказок, а также сочиняли свои истории. В этом возрасте знакомили детей с мелким конструктором «LEGO DACTA». Дети свободно экспериментировали со строительным материалом. Вначале детям давался образец, а затем он убирался. С детьми проводили НОД «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование по сказке «Колобок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».

В старшем возрасте, конструктивная деятельность уже отличалась содержательностью и техническим разнообразием. Использовались робототехнические наборы LEGO. Формы работы с детьми — индивидуально, парами, или в командах. Обучали детей умению планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. Особое внимание уделялось развитию творческой фантазии детей, дети конструировали по воображению по предложенной теме и условиям.

У детей подготовительной группы развивается интерес к лего- конструированию техники, развитие инженерных и конструкторских навыков. Происходит развитие наглядно-образного, комбинаторного и логического мышления, познавательных способностей. При установлении взаимосвязей, дети как бы «накладывают» приобретённые новые знания на полученные ранее, расширяя, свои познания, таким образом.

В ходе образовательной деятельности дети становились строителями, архитекторами и творцами, конструкторами. В ходе НОД «Зоопарк», «Путешествие в Лего-град», дети отправлялись в увлекательное путешествие в Африку, знакомились с животных жарких стран, с их повадками, помогали жителям Лего-города строить зоопарк для животных. В ходе НОД «Незнайка и его друзья», «Полет в космос», дети закрепляли знания о космосе, космонавтах, о подготовке космонавтов к полету, конструировали ракеты и летательные аппараты из конструктора LEGO. Играя, дети придумывали и воплощали в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, дети продвигались всё дальше и дальше, а видя свои успехи, они становились более уверенным в себе и переходили к следующему, более сложному этапу обучения. Созданные LEGO-постройки дети использовали в сюжетно-ролевых играх. Например: «Мы космонавты», «Путешествие по городу», «Путешествие по зеленой планете», «Стройка», играх-театрализациях «Колобок в космосе», «Три поросенка», «Лиса и заяц». С целью развития математических способностей (количество, форма, цвет, ориентировка на плоскости), познавательного развития, развития речи с детьми проводились дидактические лего-игры. Например: «Математический лего-поезд», «Лего-башни», «Лего-лабиринт», «Сосчитай и назови», «Расскажи сказку», «Опиши деталь». В рамках реализации технологии развития интеллектуальных и конструктивных способностей с использованием конструкторов типа лего-конструкторы использовали не только в образовательной, но и в свободной деятельности детей в условиях МДОУ и семьи. С этой целью в группах были сформированы зоны для свободной LEGO конструирующей деятельности детей, помимо основных наборов типа LEGO предложены тематические серии конструкторов, «Строительные машины», «Городская жизнь» и др., способствующие развитию самостоятельной конструкторской деятельности в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей дошкольного возраста.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных интегрированных, игровых, тематических занятий дети развивают свои познавательные способности, развивается умение пользоваться схемами, чертежами, инструкциями, развиваются коммуникативные навыки, логическое мышление.

В процессе деятельности ребенка с лего-конструктором при конструировании робототехники развивается:

— Мышление: умение обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать.

— Мелкая моторика.

— Концентрация внимания.

— Умение следовать образцу.

— Способность видеть разные способы создания образов и построек, пространственное воображение.

— Добиваясь необходимого результата, дети развивают целенаправленность собственных действий.

— Активная включенность в процесс игры, положительная мотивация к обучению, создаёт основу для формирования учебных навыков.

В работе с детьми использовали преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

— Создание совместных построек.

— Беседы.

— Разнообразные игры

— Изготовление предметов для игр. Создание макетов.

— Познавательно-исследовательская деятельность.

— Экспериментирование.

— Оформление выставок.

— Продуктивная деятельность.

Работа по формированию интеллектуальных способностей детей посредством лего-конструирования осуществлялось в тесном сотрудничестве с родителями. На родительском собрании «Конструирование в жизни современного ребенка», познакомили родителей с данным направлением работы, рассказали о видах конструктора LEGO, его аналогах, с тем какие образовательные задачи планируем решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С родителями проводили беседы, дискуссии по данной теме. Были разработаны консультации «Как LEGO влияет на развитие детей», «Организация LEGO-конструирования в домашних условиях», буклеты «Игры с ЛЕГО», памятки «Что надо знать, покупая конструктор ЛЕГО ребенку?». С помощью родителей оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек. Постепенно и дети и родители увлеклись этой темой, приносили в детский сад самые различные «LEGO»- конструкторы. Многие семьи приобрели конструкторы серии LEGO и его аналоги, что позволило детям успешно конструировать и в домашних условиях. Дети и родители с удовольствием принимали участие в выставке — конкурсе «Любит ЛЕГО вся семья: папа, мама, я!».

Образовательные лего-конструкторы по робототехнике развивают интеллектуальные способности, успешно помогают дошкольникам воплощать в жизнь свои оригинальные идеи, фантазировать, строить задуманное. Ребята увлечённо работают над созданием технической постройки, и оценивают конечный результат. Успех пробуждает у детей желание учиться, а это, несомненно, способствует подготовке в будущем специалистов с инженерными знаниями.

Таким образом, благодаря внедрению в образовательный процесс лего- конструирования современная обновляющаяся экономика России приобретёт так необходимые для неё новые кадры, которые в первую очередь понимают, что такое программирование и робототехника.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  2. Емельянова И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. — 131 с.
  3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКАПРЕСС, 2001.
  5. Петрова И. Лего-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3–7 лет // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10. — С. 112
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки — М.: ТЦ Сфера, 2015. — с. 6.
  8. Подпрятова, Н. А. Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством включения в образовательную деятельность LEGO-технологии / Н. А. Подпрятова, Т. А. Шутова. — Текст : электронный. — URL: https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2020/08/98-podpryatova-shutova.pdf (дата обращения: 21.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, ребенок, детский сад, конструктор, образовательная деятельность, DACTA, DUPLO, развитие, дошкольный возраст, Мелкая моторика.


Похожие статьи

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного п...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании математических дисциплин

Статья посвящена возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании математических дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Применение ИКТ содействует повышению уровня фундаментал...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описано значение ритмической гимнастики как эффективного средства развития координации детей старш...

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного п...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании математических дисциплин

Статья посвящена возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании математических дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Применение ИКТ содействует повышению уровня фундаментал...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описано значение ритмической гимнастики как эффективного средства развития координации детей старш...

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Задать вопрос