В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе.
Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Будущее государства, экономическое процветание зависит от здоровья молодого поколения. Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников объявлено одним из стратегических направлений модернизации образования, стало атрибутом образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является: охрана и укрепление физического, психического здоровья и физического развития детей [1].
В то же время в детских садах за последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение здоровья детей. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дидактические игры являются эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.
По мнению Т. И. Осокина существуют следующие критерии оценки состояния здоровья:
– уровень физической активности и морфологическая (связанная с структурой) разработка на данном этапе;
– наличие хронических заболеваний, физических дефектов, которые ограничивают социальный потенциал;
– умственное и социальное благополучие, способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [2, 84].
Дидактическая игра — целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются задачи: закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; формируется представление о органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются виды спорта; закрепляются правила поведения на солнце, на воде; формируется представление о дыхательной, пищеварительной, выделительной системах и их функционировании; формируется представление о микробах; дается понятие некоторых болезней и методах их профилактики; закрепляются знания о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); закрепляются умения: анализировать внешние отличия человека и животных, давать краткое описание человеческому организму. Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знания детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, помогают в развитии логического мышления, творческих способностей и положительных эмоций
Исследование формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательное учреждение № 12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшей группе № 4 и № 5. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования сформированности знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников:
1) Диагностическая методика «Закончи предложения» (Е. А. Терпугова).
2) Анкетирование «Сформированность навыков здорового образа жизни» (И. М. Новикова).
3) Тестирование «Навыки здоровьесберегающего поведения дошкольников в окружающей среде» (Н. И. Зеленская).
– навыки здоровьесберегающего поведения.
Результаты этапа эксперимента показали, что и у и у группы уровень сформированности образа находится, на уровне.
Далее, на этапе эксперимента нами был комплекс дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. По окончанию формирующего этапа эксперимента нами было проведено контрольное исследование сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы.
Цель контрольного этапа эксперимента: проверить и экспериментально доказать эффективность комплекса дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Уровень сформированности знаний оздоровом образе жизни удетей старшего дошкольного возраста экспериментальной иконтрольной группы
Критерии |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий | |
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни |
- |
61 % |
39 % |
10 % |
57 % |
33 % |
Навыки здорового образа жизни |
- |
68 % |
32 % |
7 % |
57 % |
36 % |
Навыки здоровьесберегающего поведения |
- |
37 % |
63 % |
30 % |
50 % |
20 % |
Уровень знаний о здоровом образе жизни |
высокий |
средний | ||||
Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность работы: сформированности образа жизни у группы до уровня, а у контрольной группы на уровне. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр — эффективна.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.gara№ t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk
2. Рунова М. А. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни ребенка в детском саду. 5 -7 лет. / М. Рунова. — М.: Академия, 2013. — 248 с.
3. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е. И. Удальцова. — М.: Педагогика, 2016. — 356 с.