Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
Авторы: Грахова Ирина Павловна, Газизова Фарида Самигулловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 01.05.2018
Статья просмотрена: 3508 раз
Библиографическое описание:
Грахова, И. П. Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни / И. П. Грахова, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14188/ (дата обращения: 24.12.2024).
В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе.
Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Будущее государства, экономическое процветание зависит от здоровья молодого поколения. Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников объявлено одним из стратегических направлений модернизации образования, стало атрибутом образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является: охрана и укрепление физического, психического здоровья и физического развития детей [1].
В то же время в детских садах за последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение здоровья детей. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дидактические игры являются эффективным средством формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Они помогают укрепить детский организм, предотвращает отклонения в здоровье, развивает независимость, активность, способность заботиться о своем здоровье и формирует здоровый образ жизни.
По мнению Т. И. Осокина существуют следующие критерии оценки состояния здоровья:
– уровень физической активности и морфологическая (связанная с структурой) разработка на данном этапе;
– наличие хронических заболеваний, физических дефектов, которые ограничивают социальный потенциал;
– умственное и социальное благополучие, способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [2, 84].
Дидактическая игра — целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
В процессе дидактических игр по формированию знаний о здоровом образе жизни решаются задачи: закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; формируется представление о органах тела и их функциях; формируется желание заниматься спортом, изучаются виды спорта; закрепляются правила поведения на солнце, на воде; формируется представление о дыхательной, пищеварительной, выделительной системах и их функционировании; формируется представление о микробах; дается понятие некоторых болезней и методах их профилактики; закрепляются знания о лекарственных и ядовитых растениях (грибах); закрепляются умения: анализировать внешние отличия человека и животных, давать краткое описание человеческому организму. Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знания детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, помогают в развитии логического мышления, творческих способностей и положительных эмоций
Исследование формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательное учреждение № 12 «Солнышко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан старшей группе № 4 и № 5. Выборка составила 40 детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования сформированности знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников:
1) Диагностическая методика «Закончи предложения» (Е. А. Терпугова).
2) Анкетирование «Сформированность навыков здорового образа жизни» (И. М. Новикова).
3) Тестирование «Навыки здоровьесберегающего поведения дошкольников в окружающей среде» (Н. И. Зеленская).
– навыки здоровьесберегающего поведения.
Результаты этапа эксперимента показали, что и у и у группы уровень сформированности образа находится, на уровне.
Далее, на этапе эксперимента нами был комплекс дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. По окончанию формирующего этапа эксперимента нами было проведено контрольное исследование сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы.
Цель контрольного этапа эксперимента: проверить и экспериментально доказать эффективность комплекса дидактических игр «Будь здоров!» по формированию знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Уровень сформированности знаний оздоровом образе жизни удетей старшего дошкольного возраста экспериментальной иконтрольной группы
Критерии |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни |
- |
61 % |
39 % |
10 % |
57 % |
33 % |
Навыки здорового образа жизни |
- |
68 % |
32 % |
7 % |
57 % |
36 % |
Навыки здоровьесберегающего поведения |
- |
37 % |
63 % |
30 % |
50 % |
20 % |
Уровень знаний о здоровом образе жизни |
высокий |
средний |
||||
Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность работы: сформированности образа жизни у группы до уровня, а у контрольной группы на уровне. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа формированию знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством дидактических игр — эффективна.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.gara№ t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk
2. Рунова М. А. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни ребенка в детском саду. 5 -7 лет. / М. Рунова. — М.: Академия, 2013. — 248 с.
3. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е. И. Удальцова. — М.: Педагогика, 2016. — 356 с.
Похожие статьи
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования
В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Организация деятельности по формированию компетенций здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются основные виды деятельности по формированию компетенций о здоровом образе жизни у младших дошкольников. Представлены формы, методы и средства с помощью которых формируются представления о здоровом образе жизни у детей младшего...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются основы формирования представлений о животных у младших дошкольников. Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников. Приводится характеристика отдельных нравственн...
Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников
Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.
Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни
Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...
Похожие статьи
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования
В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Организация деятельности по формированию компетенций здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются основные виды деятельности по формированию компетенций о здоровом образе жизни у младших дошкольников. Представлены формы, методы и средства с помощью которых формируются представления о здоровом образе жизни у детей младшего...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются основы формирования представлений о животных у младших дошкольников. Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников. Приводится характеристика отдельных нравственн...
Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников
Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.
Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни
Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...