В статье рассматриваются основные виды деятельности по формированию компетенций о здоровом образе жизни у младших дошкольников. Представлены формы, методы и средства с помощью которых формируются представления о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Здоровье — это самое ценное, что есть у человека и беречь его надо с детства. Сохранить здоровье помогает ведение здорового образа жизни, поэтому формирование основ здорового образа жизни должно начинаться уже в детстве об этом говорили многие ученые, педагоги (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский и др.). Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности, поэтому педагоги должны с раннего возраста прививать детям правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него.
В соответствии с «Законом об Образовании в РФ» [2] здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования, поэтому вопрос об укреплении и сохранении здоровья детей является актуальным. На территории Российской Федерации дошкольные образовательные организации (далее ДОО) работают в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Одной из задач на которую направлен стандарт является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В ФГОС ДО отражено содержание образовательной области «Физическое развитие», которое предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [3].
Организация деятельности по формированию здорового образа жизни начинается с прихода детей в ДОО. Ежедневно с младшими дошкольниками проводится утренняя гимнастика. Обязательно при проведении гимнастики используются элементы игры. Дети прыгают как кузнечики, скачут как лошадки, ходят как мышки, потягиваются как кошечки, дрыгают ножками как жучки и т. д. Утренняя гимнастика физическими упражнениями создает организованное начало дня, поднимает настроение.
Для укрепления здоровья ежедневно проводятся подвижные игры. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие. Подвижные игры используются как часть физкультурного занятия, так и на прогулке, в групповой комнате.
В ДОО с младшими дошкольниками ежедневно проводятся разнообразные пальчиковые игры. Они является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Пальчиковые игры проводятся в свободное время, на прогулке, вовремя непосредственно образовательной деятельности. В пальчиковых играх можно использовать разнообразные предметы такие как массажные мячики, прищепки, пуговицы, счетные палочки и др.
В план работы по формированию здорового образа жизни обязательно включаются занятия и досуги. В игровой форме детям даются представления о способах сохранения здоровья, о соблюдении личной гигиены, о здоровом питании, о чистоте и опрятности и др. При подборе тем можно опираться на пособие М. Р. Юговой «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3–7 лет». Занятия и досуги помогают создать у детей устойчивую мотивацию потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих [3].
Для того, чтобы дети не утомлялись во время непосредственной образовательной деятельности, ежедневно проводятся физкультминутки и динамические паузы, которые помогают детям снять напряжение. Обязательно после образовательной деятельности проводится гимнастика для глаз с использованием элементов игры.
Важное место в системе формирования основ здорового образа жизни занимает гимнастика пробуждения после дневного сна. Гимнастика пробуждения помогает малышам проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Дети после сна с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по массажным коврикам, испытывая при этом удовольствие.
Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний и умений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка.
В ДОО проводится постоянная работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствование его функций. Под руководством медицинской сестры осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих процедур осуществляется дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные возможности [1].
В помещении обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание. Дети в помещении находятся в облегченной одежде, умываются прохладной водой.
Важным в формировании здорового образа жизни у детей является соблюдение правильного питьевого режима, который обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Организм ребенка, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться.
В организацию деятельности по формированию здорового образа жизни обязательно включается семья. Консультации, родительские собрания, досуги, индивидуальные беседы по здоровому образу жизни неотъемлемая часть работы с родителями.
Таким образом, организация деятельности по формированию здорового образа жизни у младших дошкольников это систематическая, целенаправленная работа педагогов ДОО, которая помогает детям сохранить свое здоровье.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. — 352 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2017 год. — Москва: Эксмо, — 2017. — 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, — 2014. — 32 с.
- Югова, М. Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3–7 лет. Планирование, занятия, игры. ФГОС ДО /М. Р. Югова — М.: Издательство: Учитель, — 2016. — с.137.