Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Автор: Терещенко Галина Степановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 31.03.2023
Статья просмотрена: 1204 раза
Библиографическое описание:
Терещенко, Г. С. Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ / Г. С. Терещенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 30-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17883/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Одной из технологий, позволяющей решить задачу объединения предметных и метапредметных знаний, позволяющих ребенку быть успешным и востребованным в будущем, является STEAMS-образование (S — естественные науки, T — технология, E — инженерное искусство, A — творчество, M — математика, S — сделай сам (самостоятельность ребенка в выполнении и контроле действий).
Обучение с помощью STEAMS-технологий — это всегда экспериментальная деятельность, направленная на решение какой-то реальной проблемы. Работа в команде, диалог, исследование, эксперимент, конструирование, разнообразные активности направлены на формирование значимого для ребенка продукта. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.
Одной из уникальных технологий STEAMS-образования является технология « Йохокуб» , которая эффективно развивает умение критически мыслить, владеть навыками моделирования, исследования, коммуникации, способности к взаимодействию и креативности. Автор конструктора — Елена Владимировна Чуйкова.
«Йохокуб » — первый в России картонный конструктор, развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество; эко-конструктор, состоящий из кубов и призм, которые собираются в 3D-формате из плоских форм и соединяются между собой скобками в любом направлении. Благодаря особому способу соединения модели из конструктора « Йохокуб » прочны и могут быть пересобраны в новые формы. Кубики из картона очень легко декорировать — раскрашивать, наклеивать стикеры, аппликации, производить декупаж. Эта особенность дает конструктору « Йохокуб » преимущество перед другими конструкторами из картона.
Сценарий авторской Steam игры из Йохокуба «Говорящие паровозики»
Игра нацелена на детей с тяжёлыми нарушениями речи. У них отмечаются трудности формирования саморегуляции, быстрая утомляемость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, страдает речь, внимание, с трудом осваивают грамматику. Им нужна опора на наглядность: прикоснуться, взять, рассмотреть, потрогать, пошевелить. В этом лучший помощник конструктор Йохокуб.
Алгоритм составления сценария steam игры «Говорящие паровозики»
Технология |
Характеристика |
На что ориентирована |
Описание практики |
S |
Наука |
Что и как исследуем? Что и как изучаем? Что и как познаем? |
— Исследуем объёмные фигуры из Йохокуба: призмы и кубы; принцип сборки и соединения между собой Йоходеталей; — Проводим анализ свойств объёмных фигур; — Изучаем принцип построения предложения; — Систематизируем и расширяем знания детей по лексическим темам; — Познаём моделирование. |
T |
Технология |
Какой алгоритм деятельности осваивают дети? |
— Учимся собирать и соединять кубы, призмы; — Создаём игровое пространство, готовим место для будущей игры; — Моделируем по схемам, а также словесной инструкции педагога, соединяем построенные объекты в единую композицию; — Играя, выполняем задания, закрепляем названия, цвет, форму, признаки, действия. |
E |
Инжиниринг |
Какой продукт (проект) создают дети? |
— Создаём говорящие паровозики. |
A |
Искусство |
Какие художественно-выразительные средства искусства ребенок осваивает? |
— Освоение художественно-выразительных средств, таких, как цвет, колорит, сюжетосложение, декорирование паровозиков, способность к речетворчеству, использованию художественного слова. |
M |
Математика |
Какие элементы математического мышления развивает ребенок ( геометрическое, пространственное, алгоритмическое , временное, комбинаторика и т. п.) |
— Развивается геометрическое мышление (конструирование куба, треугольной призмы), алгоритмическое (умение выстраивать алгоритм действий в игре), пространственное, гибкость мышления, способность переключения от одной операции к другой, а также комбинаторика (умение составить несколько комбинаций из данных объектов). Закрепляются ЭМП: счёт, порядковый номер, форма и др. Логические операции развивают анализ, синтез, сравнение, аналогию. |
S |
Сделай сам |
В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, речевая, познавательная, исследовательская, элементарная инженерно-техническая, коммуникативная и др.) |
Дети вовлечены в игровую активность, познавательную, речевую (составление предложений, рассказов и т. д.), исследовательскую, элементарную инженерно-техническую (сборка итогового продукта, умение правильно сопоставить задания), коммуникативную активность (при парной или командной игре). |
Цель игры: развитие у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) коммуникативных навыков: лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Возрастная группа : старший дошкольный возраст.
Коррекционно-образовательные задачи:
— Уточнение, расширение и активизация словаря детей по лексическим темам;
— Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи;
Коррекционно-развивающие задачи (развитие STEAMS навыков):
— Развитие умения видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации;
— Развитие умения моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, речевой);
— Развитие умения выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей,
— Развитие умения применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, сказка, модель, игра);
— Развитие умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи;
— Развитие умения придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления; способность к речетворчеству, способность к сюжетосложению);
— Развитие мелкой моторики
— Развитие ВПФ: памяти, внимания, мышления, воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Содержание игры:
В группе компенсирующей направленности каждая неделя подчинена определённой тематике. В данной игре тема: «Дикие животные»
- Подготовительный этап игры начинается с самостоятельной сборки детьми кубов, призм.
- Основной этап:
1 вариант игры «Самый длинный паровозик».
Кубики декорированы геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Круг — это объект (в данном случае — животное), треугольник — признак объекта (какой, какая), квадрат — действие объекта, прямоугольник — дополнение, уточнение. Дети по очереди выбирают любое дикое животное из предложенных картинок и подбирают к нему признаки, например: медведь (какой?) — бурый, большой, неуклюжий, голодный, свирепый, разъяренный и т. д.; лиса (какая?) — рыжая, хитрая, умная, хищная, дикая, ловкая, быстрая, осторожная, молодая и т. д. По мере называния признаков животных паровозики удлиняются и соединяются скобами. Важен момент соединения «вагончиков» с помощью скоб: нашим детям это нелегко, происходит развитие мелкой моторики и, одновременно, является для детей показателем успешного выполнения задания. У кого паровозик длиннее, тот и выиграл. Игра может проводиться как индивидуально, так и подгруппами.
2 вариант игры — «Читаем схемы».
Ведущий придумывает различные предложения, а команды на слух собирают соответствующие паровозики. Например: Серый заяц сидел под колючим кустом (треугольник, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Ёжик почувствовал опасность и свернулся в клубок (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат, прямоугольник) и т. п.
Чья команда быстро и правильно построит паровозик, та и побеждает. После этого соединяют паровозики скобами, декорируют первые вагончики.
3 вариант игры — «Зашифрованный паровозик».
Одна команда детей выкладывает другой команде схему и предлагает составить по ней предложение. Например: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник (пушистая белка прыгает ловко);
круг, квадрат, прямоугольник, квадрат, треугольник, прямоугольник (лиса живёт в лесу и носит рыжую шубу) и
треугольник, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник (злой и голодный волк вышел на охоту) т. д.
Затем команды меняются ролями. Какая команда меньше будет ошибаться, та и победит. Судьями могут быть дети, не задействованные в игре.
4 вариант игры. «Загадочные пассажиры».
В окошки паровозиков можно посадить маленьких игрушечных животных, предложить достать на ощупь любое животное и составить про него рассказ. Одно предложение — один вагончик присоединяется, два предложения — второй присоединяется, три предложения — следующий вагончик и т. д. У кого больше паровозик, тот и молодец!
- Заключительный этап игры — рефлексия.
Дети с удовольствием играли в игру «Говорящие паровозики», развивались коммуникативные навыки: лексико-грамматический строй речи, связная речь.
Практическая значимость игры «Говорящие паровозики» заключается в многовариантности, возможности адаптации её к любой лексической теме, к решению разноплановых задач дошкольного образования. В зависимости от решаемой задачи игра может быть эффективна в любом центре занятости детей.
Педагогическое значение игры «Говорящие паровозики» с использованием технологии «Йохокуб»: конструктор ЙОХОКУБ через игру развивает абстрактное мышление, конструкторские навыки, творческие способности, мелкую моторику, приучает к коллективному действию в группе.
Социальная значимость: у детей формируется умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации; умение моделировать образ будущей деятельности (конструктивной, проектной, речевой и т. п.); умение выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, умение применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: рассказ, составление предложения, создание игрового пространства); умение вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи; умение придумать техническое решение поставленной задачи, применение элементов математического мышления; способность к речетворчеству, способность к сюжетосложению. Таким образом, в STEAMS-среде у детей активно развиваются познавательные способности, речь, критическое мышление, развиваются оба полушария мозга, т. к. происходит объединение научно-технического и арт-направления.
Литература:
- Челышева, Ю. В. Steams-среда и навыки будущего / Ю. В. Челышева // STEAMS практика в образовании: Сборник лучших STEAMS практик в образовании / Сост. е. К. Зенов, О. В. Зенкова, — Москва: Издательство «Перо», 2021. — С. 13–15
- Анисимова Т. И., Шатунова О. В., Сабирова Ф. М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. — 2018. — № 11. — С. 322- 332.
- Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.
Похожие статьи
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot
Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы»
В конспекте совместной деятельности отражено использование технологий проблемного обучения, кейс-метод с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.
Похожие статьи
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot
Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы»
В конспекте совместной деятельности отражено использование технологий проблемного обучения, кейс-метод с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.