Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста
Авторы: Попова Светлана Викторовна, Фомина Оксана Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)
Дата публикации: 14.02.2023
Статья просмотрена: 117 раз
Библиографическое описание:
Попова, С. В. Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста / С. В. Попова, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17794/ (дата обращения: 16.12.2024).
Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала.
Ж. Пиаже
В связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. На протяжении многих лет интересной и популярной является Лего-технология. Которая позволяет использовать различные виды конструкторов. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней.
Конструктор лего — давно уже легендарный бренд, интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.
Лего-конструктор безопасен, имеет широкие игровые возможности. Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Подъяков, Ф. Фребель и др) предложили различные формы организации обучения. [1].
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца представляют модель, но не дают способа ее воспроизведения. Им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по схемам. У детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества и проявления самостоятельности детей.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек. Основная цель конструирования по теме — это актуализация и закрепление знаний и умений. [4].
Технология лего-конструирования актуальна и значима в свете внедрения ФГОС, так как, является важным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей.
Основная цель лего-конструирования в младшем дошкольном возрасте — это создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили их заинтересованность конструкторской деятельностью. Но постройки детей носили спонтанный характер, не имели сюжета и направленности. Очевидно, это связано с недостатком имеющихся умений и знаний в области лего-конструирования. Тогда мы разработали дополнительную общеразвивающую программу «Мастерята». С целью развития конструктивных навыков дошкольников младшего возраста.
Дополнительное образование рассматривается как пространство образовательных возможностей, механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей, семьи и общества в целом. В. А. Березина подчёркивает: «… система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, … и другой образовательной деятельности» [3].
Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, мы используем конструктор дупло, с крупными деталями, предназначенный для детей от полутора до пяти лет.
Программа кружка «Мастерята» составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду» и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: развивать конструкторские способности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
— развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
— формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
— развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, конструктивные навыки и умения;
— формировать коммуникативные навыки детей: умение высказывать свои предложения, просьбы, отвечать на вопросы, объединяться в игре в пары, микро-группы.
Планируемые результаты освоения программы:
— у ребенка развита мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими;
— у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности,
— у ребенка развита способность к простейшему анализу сооруженных построек (выделяет форму, величину, цвет деталей);
— ребенок овладевает умением работать в конструировании по образцу, условиям.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основная форма — подгрупповая.
Продолжительность одного занятия 15 минут.
Структура занятий
Первая часть занятия — это игры, упражнения на развитие логического мышления.
Вторая часть –конструирование.
Цель второй части — развитие способностей к наглядному моделированию.
Третья часть — обыгрывание построек, выставка работ, обсуждение.
В середине занятия проводится физкультминутка.
Таблица 1.
Учебный план:
Направленность дополнительного образования |
Количество часов |
Срок реализации программы |
||
в неделю |
в год |
всего |
||
1. Техническая |
||||
1.2. «Мастерята» |
1 |
27 |
27 |
1 год |
Таблица 2
Примерное тематическое планирование кружка «Мастерята»
Месяц |
Тема |
Цель |
Октябрь |
«В гостях у ЛЕГО» |
Познакомить с конструктором, с правилами поведения и техники безопасности, с названием деталей; закрепить знание основных цветов |
«Дорожка в саду» |
Учить детей выполнять простейшую постройку, обследовать предметы, выделяя их цвет; познакомить со способами соединения деталей при постройке дорожек; развивать мелкую моторику рук |
|
«Башенка» |
Учить выполнять простейшие постройки; формировать бережное отношение к конструктору |
|
«Здравствуй, лес» |
Познакомить с некоторыми видами деревьев, учить различать их; учить строить дерево из Лего-конструктора |
|
Ноябрь |
«Запомни и выложи ряд» |
Развивать внимание и кратковременную память. |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее; развивать творческую инициативу, самостоятельность |
|
«Мебель для комнаты» |
Развивать способность выделять в предметах их функциональные части; учить анализировать образец |
|
«Построим загон для коров» |
Закрепить умение скреплять две детали одной деталью; развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность, память |
|
Декабрь |
«Найди на ощупь» |
Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию; закрепить название деталей, основные цвета |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее; развивать творческую инициативу, самостоятельность |
|
«Утята в озере» |
Учить внимательно слушать стихотворение, строить из конструктора утят. |
|
«Новогодняя елочка» |
Закреплять понятия высокий, низкий; учить выполнять задания по условиям; развивать творчество, воображение |
Литература:
- Картина, И. Е. Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании / И. Е. Картина, Ю. С. Луцик, И. В. Бондарь. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 11–13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4887/ (дата обращения: 13.02.2023).
- Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». — М.: Академия, 2002г.-192с.
- Тимофеева Р. Г. Сборник дидактических игр по лего-конструированию. Для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М.: Перо, 2019. — 66 с.
- Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 114 с.
- https://www.pedgorizont.ru/publications?id=4009829