Возраст участников программы: 4–5 лет.
Срок реализации: 2 года.
- Целевой раздел.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций — это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «Легоша» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4–5 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 36 занятия в год.
Актуальность.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для среднего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это — одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в факультативе «Легоша» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.1. Цели изадачи реализации программы.
Цель: формирование познавательной активности и конструкторских умений у дошкольников средствами LEGO– конструирования.
Задачи: Исходя из целей по развитию творческих и конструкторских способностей дошкольников, в процессе овладения приемами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, мы решаем обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Обучающие:
- Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
- Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО.
Развивающие:
- Содействовать развитию креативных способностей детей;
- Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;
- Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
-
Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Принципы иподходы кформированию программы.
Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что в основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, позволяющие детям проявить творческий потенциал.
Процесс овладения приемами ЛЕГО конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, НОД, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Занятия рассчитаны на овладение терминологией конструктора, ознакомления с конструктивными свойствами деталей, способами их крепления при выполнении различных конструкций.
Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений), спонтанных коллективных ЛЕГО- игр, самостоятельного конструирования по замыслу, по схемам, по чертежам.
Методические приёмы направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Таблица 1
Методы |
Приёмы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный |
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. |
1.3. Значимые характеристики для разработки иреализации.
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях; резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать, начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры):
− Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
− Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
− Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
− Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Играя в ЛЕГО дети:
− Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
− Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
− Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
− Расширяют свои представления об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте.
− Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление
− Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
− Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
− Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд с конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Форма представления результатов:
− Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
− Выставки по LEGO-конструированию;
− Конкурсы, соревнования.
-
Содержательный раздел.
- Описание образовательной деятельности.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД).
Можно выделить особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в средней группе применимы следующие виды организации совместной деятельности: по образцу; по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО; по собственному замыслу. Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
При организации работы с ЛЕГО конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА — конструирование по — замыслу. Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «В леса — чудеса мы поедем с тобой», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок».
Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.
Первая часть освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления. Её цель – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
− Совершенствование навыков классификации.
− Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
− Активизация памяти и внимания.
− Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
− Развитие комбинаторных способностей.
− Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть — конструирование. Цель второй части — развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
− Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
− Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
− Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу — по предложенной или свободно выбранной теме.
− Ознакомление с окружающей действительностью педагога.
− Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
− Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть — обыгрывание построек.
Дети сначала знакомятся с деталями конструктора, способами крепления двух кирпичиков, затем соединяют много кирпичиков, учится работать в коллективе. На последующем этапе вносится образец постройки, дети учится анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее –используются образцы на карточках. Дети делают анализ образца, изображенного на карточке, подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку. Потом идёт усложнение через 2–3 темы — например: сборка машинки по карточке.
2.2. Программные задачи конструктивной деятельности.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов — это конструктора «ЛЕГО».
Применение ЛЕГО способствует:
- развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;
- тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
- сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи. Ребенок со взрослым проговаривает то, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т. д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.
2.2.1. Календарно-тематическое планирование (тема, содержание учебного материала).
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ.
Таблица 2
Месяц |
Тема недели |
Темы занятий |
Содержание работы |
Материалы |
сентябрь |
Здравствуй детский сад! |
Сказка про страну ЛЕГО (знакомство с ЛЕГО и его историей) |
Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес, навыки общения. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
Наш город, моя страна |
||||
Что летом родится — зимой пригодится |
Путешествие по стране ЛЕГО |
Продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов ЛЕГО. Развивать познавательный интерес. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
|
В гостях у сказки. Книжная неделя |
||||
октябрь |
Золотая осень |
Сказочная страна ЛЕГО (спонтанная игра с конструктором) |
Формировать практические умения работы с конструктором. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
Сад — огород |
||||
Лес и его обитатели |
Город ЛЕГО (знакомство с видами деталей, игры с деталями) |
Дать детям знания о названиях деталей ЛЕГО — конструктора и способы крепления, (кирпичик, пластина, горка, покатая горка, кронштейн, куполообразный кирпичик), активизировать внимание, память |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
|
Дары леса (грибы и ягоды) |
||||
ноябрь |
Зимующие птицы |
Графическое задание «Нарисуй деталь» |
Закреплять названия деталей, развитие мелкой моторики рук, активизировать внимание, память |
Листы бумаги, карандаши, линейки. Образцы. |
Домашние и дикие животные, и их детёныши. Животные Ямала |
||||
Игры и игрушки |
Волшебные узоры (игры на составление из деталей различных симметричных узоров) |
Учить составлять симметричные узоры. Развитие логического мышления, сенсомоторики. |
Листы бумаги разного цвета и разной формы, вырезанные геометрические фигуры. |
|
Я и моя семья |
||||
декабрь |
Зимушка, зима |
Весёлые кирпичики (игры на составление моделей с использованием 2–3 цветов) |
Учить детей различным способом комбинирования деталей (цвет, форма). Развивать творческую инициативу. Воспитывать усидчивость. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
Мой дом |
||||
Любимые игрушки |
Таинственный гость (составление несложной модели под диктовку) |
Формировать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес. |
Наборы Лего конструкторов. |
|
«В гостях у Деда Мороза» Новогодний праздник |
||||
январь |
Приходила коляда. Святочные посиделки |
Знакомство с профессией архитектора, инженера |
Формирование представлений о труде архитектора, инженера-конструктора. Развивать познавательный интерес к труду и продуктам труда данных профессий |
Презентация «Кто построил дом» |
Зимние забавы. Зимние развлечения. |
Цветные кубики |
Способствовать детскому экспериментированию с различными материалами. Формировать умение работать в паре. Воспитывать желание помогать друг другу. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
|
февраль |
Неделя добрых дел. Уроки вежливости. |
Постройка ворот, арок. |
Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
Наша армия. День защитника отечества. |
Подарок папе (конструирование самолёта) |
Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать чувство уважения к папе. |
Листы бумаги, цветные карандаши. |
|
Профессии, транспорт (спец. машины) |
||||
Правила дорожного движения |
Фигура мальчика, девочки. |
Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать целеустремлённость. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
|
март |
Весна идёт, радость несёт… |
Подарок маме (конструирование цветка) |
Учить конструировать часть объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать чувство уважения к маме. |
Цветные картон и бумага, бросовый материал, клей, кисточка. |
Мамы разные нужны (профессии). Мамин день — 8 марта |
||||
Народная культура и традиции |
Конструирование на свободную тему |
Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
|
Волшебные капельки. Земля и водные ресурсы. |
||||
апрель |
Подводный (животный) Мир морей и океанов |
Создание постройки любимого животного |
Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Продолжать формировать умение работать в паре. Воспитывать целеустремлённость. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
Животные холодных и жарких стран |
||||
В гости к бабушке в деревню (птицы, домашние животные) |
Моделирование животных — лошадка -поросята |
Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора, природного и бросового материала. |
|
Я расту здоровым |
||||
май |
Гостям всегда мы рады. День победы |
Конструирование на тему «Дом, в котором я живу» |
Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Воспитывать любовь к малой Родине. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
Зелёный мир на окне. Полевые и садовые цветы |
||||
Прогулка в весенний лес (растения леса, луга) «Не обижайте муравья!» |
Конструирование заборчика, елочек. |
Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
|
Скоро лето… До свиданья детский сад! |
Создание проекта «Деревенский домик» |
Учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки; развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы. |
Наборы Лего конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора. |
2.3. Учебный план.
Таблица 3
Дети 4–5 лет |
|||
Образовательная область |
Художественно-эстетическое развитие втворческом конструировании |
||
Интеграция |
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
Количество занятий |
||
в неделю |
в месяц |
в год |
|
1 |
4 |
36 |
|
Длительность условного часа (мин) |
20 |
80 |
720 |
-
Организационный раздел.
- Условия реализации программы.
Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Технические средства обучения:
− музыкальный центр,
− мультимедийное устройство,
− фотоаппарат.
Учебно-наглядные пособия:
− схемы построек,
− модели,
− технологические таблицы,
− альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
− альбомы с фотографиями построек,
− картотека строительных игр.
Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Таблица 4
Тип материала |
Наименование |
Количество на группу |
Строительный материал |
Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы |
1–2 набора на группу |
Комплект больших мягких модулей (22–52 элемента) |
Один на группу |
|
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.) см. «Материалы для игровой деятельности» |
||
Конструкторы |
Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам |
4–6 на группу |
Конструкторы из серии «LEGO- DACTA» («Город», Железная дорога») |
3 набора |
|
Конструкторы для игр с песком и водой |
2 |
|
Детали конструктора |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов) |
На каждого ребенка |
Бумага, природные и бросовые материалы |
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т. п.) Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т. п.) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи. |
3.2. Оценочные материалы.
Мониторинг освоения программой.
Оценка и анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.
Мониторинг освоения детьми программного материала.
Таблица 5
Типовая диагностическая карта
Код ребенка |
Знание основных деталей конструкторов |
Умение выполнять постройку по схеме |
Умение строить ипреобразовывать знакомую конструкцию вновую |
Умение создавать объёмную игрушку из бумаги ибросового материала |
Основы коллективной творческой деятельности |
Средний балл |
Уровень |
|||||||
Н. г. |
К. г. |
Н. г. |
К. г. |
Н. г. |
К. г. |
Н. г. |
К. г. |
Н. г. |
К. г. |
Н |
К |
Н |
К |
|
Критерии оценки:
− 3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
− 2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
− 1 балл — ребенок не справляется с заданием.
Литература:
1. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. — М.: Просвещение, 1973. — 80 с.
2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. — М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» — Москва, 2001.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
5. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
6. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
7. Нечаева В. Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1966. — 140 с.
8. Никитин Б. П. Развивающие игры. — 5-е изд., доп. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
9. Лиштван З. В. Конструирование — Москва: «Просвещение», 1981.
10. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование — Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
11. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей — 2-е изд. — М.: Просвещение; Владос, 1994. — 216 с.
12. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. — М.: изд. Сфера, 2011.