Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима» (для детей старшего дошкольного возраста)
Авторы: Багрецова Галина Ивановна, Витязева Наталья Евгеньевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 29.11.2016
Статья просмотрена: 869 раз
Библиографическое описание:
Багрецова, Г. И. Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима» (для детей старшего дошкольного возраста) / Г. И. Багрецова, Н. Е. Витязева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1616/ (дата обращения: 24.11.2024).
Цель: закреплять представления детей о зиме через разные виды деятельности.
Задачи:
– образовательные: активизировать и актуализировать словарь детей по теме «Зима»; продолжать развивать грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных), синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Продолжать развивать умение использовать в творческих работах нетрадиционные техники. Продолжать закреплять песенные и танцевальные навыки.
– развивающие: развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах. Развивать зрительное восприятие, мышление, общую и мелкую моторику.
– воспитательные: воспитывать любовь к природе, аккуратность в работе, самостоятельность.
Материал: презентация, хрустальная посуда, молоточки, султанчики, поделки для выставки, одноразовые тарелки, на которых наклеен круг из бумаги черного цвета, клей, кисти, соль, салфетки, аудиозаписи — минусовка песни «Музыка зимы», муз. З. Роот; песня «Если снег идет» муз. В. Семенова, сл. Л. Дымовой; песня «Зимушка- зима» муз. О. Макушиной, сл. Г. Мовгана; игра «Собери картинку из частей».
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадывание загадок по темам «Зима», «Дикие животные», рассматривание иллюстраций в книгах.
Ход:
/ Дети входят в зал под музыку — минусовка песни «Музыка зимы», муз. З. Роот. /
Воспитатель:
— Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
—Давайте и мы, ребята, поздороваемся.
Дети:
— Доброе утро, добрый час,
Очень рады видеть вас.
Музыкальный руководитель:
— Ребята, я хочу загадать вам музыкальную загадку, послушайте внимательно.
/Звучит первый куплет песни «Если снег идет» муз. В. Семенова, сл. Л. Дымовой./
—Вы догадались, ребята, о каком времени года эта загадка? / Озиме. / Молодцы!
Воспитатель:
— Сегодня наше занятие мы посвятим этому красивому времени года. Скажите, сколько месяцев длится зима? /Зима длится три месяца./ Зима- царица трех месяцев. Давайте вспомним их названия.
— Первый месяц, который год кончает, а зиму начинает, называется…/декабрь/.
— Далее, мы открываем календарь — начинается …/январь/ — второй зимний месяц; году начало, зиме середина.
— Третий месяц зимы называется …/февраль/. Уйдет февраль — конец зиме.
— Ребята, скажите, какого цвета зима?/Зима белого цвета./ Почему?/Потому что все вокруг покрыто белым снегом./
Музыкальный руководитель:
— Давайте споем с вами песню «Зимушка — зима».
/Дети исполняют песню «Зимушка — зима», муз. З. Роот./
Воспитатель:
— Вспомните, какие изменения происходят зимой в неживой природе?
/ Зимой солнце светит, но не греет. Зимой дни короткие, а ночи длинные. Идет снег. Земля покрыта снегом. Реки покрыты льдом. Зимой дуют холодные ветра. Очень холодно, морозно./
— Вы сказали, что зимой холодно, значит какая зима?/холодная/
— Если зимой много снега, то какая зима?/снежная/
— Если часто метет метель, то зима…/метельная/
— Если сильный мороз, то зима… /морозная/
— Если часто гуляет вьюга, то зима …/вьюжная/
— Если на улице стужа, то какая зима?/студеная/
Музыкальный руководитель:
— А еще о зиме можно сказать «хрустальная». Как вы думаете, почему?/ответ детей/. Правильно, зимой много льда, а лед похож на стекло- хрусталь. Сейчас мы устроим сказочный хрустальный оркестр. Для этого я приготовила вам хрустальную посуду.
/ Оркестр по минусовку песни «Музыка зимы» муз. З. Роот./
Воспитатель:
— Ни одно время года так ни волшебно, так ни сказочно, как зима. Зима украшает природу красивыми нарядами. Про такую красоту многие поэты рассказывали в своих стихах. Сейчас нам /имя ребенка/ прочитает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима». Молодец!
— Ребята, вы были когда-нибудь в зимнем лесу?/Ответ детей./
— Давайте заглянем и посмотрим, как красив зимний лес, сколько там вокруг чудес.
/ Дети садятся на стулья для просмотра видео./
Мы попали в зимний лес,
А может просто в сказку,
Он полон радостных чудес,
Зимы надел он маску.
Красив и мягок тут ковер
Зима его соткала.
Кусты, деревья все в снегу
Метель их одевала.
— Скажите, какой лес зимой? /Сказочный, белоснежный, загадочный, чудесный, волшебный, тихий и т. д. /
— А как вы думаете, животных в зимнем лесу мы можем увидеть? /Да./
— Ребята, сейчас отгадайте загадки о животных, которых можно увидеть в зимнем лесу.
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? /белка/
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая не ней? /лиса/
Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы — лисы или волки? /волки/
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! /заяц/
Он высок, рогат, он крепкий
Шерсть лоснится — просто лоск.
Ест зимой кору и ветки,
По сугробам ходит … /лось/
— Скажите, а это что такое?
/ Обращается внимание на последний кадр видеофильма — следы на снегу./
— Я предлагаю вам собрать картинки, и мы узнаем, чьи следы видны на снегу.
/ Дети проходят на ковер и собирают картинку из частей с изображением животного./
— Чей след на снегу увидел Саша?/Я увидел на снегу волчий след./
— Чьи следы увидела Аня?/Я увидела беличьи следы. и т. д./
— А почему мы не можем увидеть на снегу следов медведя и ежа?/ Потому что эти животные зимой спят./ Молодцы!
— Ребята, у Зимушки- зимы есть своя мастерская. Вы хотите в ней побывать?
/ Дети подходят к выставке, воспитатель обращает внимание на поделки./
— Посмотрите, как тут красиво! Эта мастерская волшебная. Сколько здесь красивых поделок и картин. Сейчас я предлагаю и вам потрудиться — нарисовать картинку зимнего леса.
/ Дети проходят за столы./
— Рисовать мы будем ни красками, ни карандашами, а «волшебным снегом» — солью. Я напоминаю вам, как надо это делать: набираем на кисточку клей, как краску и рисуем картинку, затем положим кисточку, возьмем «волшебный снег» и засыплем им всю картинку.
/ Пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя./
— Приступаем к выполнению работы, я желаю вам успеха.
/ Звучит музыка, дети выполняют работу; музыкальный работник раскладывает на полу султанчики белого цвета./
Музыкальный руководитель:
— Ребята, пока ваши работы подсыхают, я предлагаю вам потанцевать.
/ Дети выполняют танцевально-ритмические движения под песню «Зимушка- зима» муз. О. Макушиной, сл. Г. Мовгана (приложение 1), на проигрыш складывают султаны в центр круга и подходят к столам./
Воспитатель:
— Сейчас возьмите тарелочку с нарисованной картинкой, аккуратно наклоните её над подносом, чтобы обсыпалась лишняя соль. Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились /анализ работ — что ты нарисовал?/
— О каком времени года мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? Молодцы!
/Дети под музыку уходят из зала./
Приложение 1
Описание упражнения ссултанами.
Исходное положение: дети выходят, становятся врассыпную по залу, затем приседают сгруппировавшись.
Вступление:
Дети медленно встают, руки согнуты в локтях перед грудью.
1-й куплет:
Белые одежды…- Дети выполняют «пружинку», вытягивая руки с султанами вперед
— 4 раза.
И по небу мчится…- Поднимают руки вверх и одновременно с полуприседаниями выполняют взмахи султанами над головой вправо — влево — по 2 раза в каждую сторону.
Белая красавица… — Пружиня ногами, постепенно опускают руки через стороны вниз.
Припев(2 раза):
Мы наверно… — «Вертушка» — руки перед грудью, ноги одновременно пружинят.
Почему же… — Поворот вокруг себя на шаге, руки согнуты в локтях.
2-й куплет:
У зимы на ужин… — Повороты туловища вправо — влево с одновременным выставлением ноги на пятку и разведением рук в стороны — по 2 раза в каждую сторону.
В полночь к ней приходят…- Поднимают руки вверх и одновременно с полуприседаниями выполняют взмахи султанами над головой вправо — влево — по 2 раза в каждую сторону.
Просто белоснежные…- Пружиня ногами, постепенно опускают руки через стороны вниз.
Припев (2 раза): — Движения те же.
Проигрыш: складывают султаны, образуют «сугроб».