Конспект интегрированного занятия «Пасхальный заяц»
Автор: Баранникова Наталья Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 31.10.2014
Статья просмотрена: 2900 раз
Библиографическое описание:
Баранникова, Н. С. Конспект интегрированного занятия «Пасхальный заяц» / Н. С. Баранникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6432/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: знакомство детей с традициями празднования Пасхи в других странах мира.
Обучающие задачи:
Познакомить детей с символом праздника «Пасха» — пасхальным зайцем.
Изготовление сувенира с использованием нетрадиционного материала.
Развивающие задачи:
Вызывать интерес к различным действиям с пластическими материалами.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Расширять кругозор, словарный запас.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать художественный вкус, интерес к искусству, возможность проявить инициативу и самостоятельность.
Содействовать формированию традиции празднования Пасхи.
Предварительная работа: беседа о празднике Пасхе; заучивание стихотворений Елены Шаламоновой: «О чем звонят колокола?», «Распушила ветки верба…»; вырезание из белого и коричневого картона заячьих ушек и глазок; рассматривание писанок и их высокохудожественных изображений, беседа о декоративно-прикладном искусстве.
Материалы: презентация «Пасхальный заяц», иллюстрация разукрашенных яиц (крашенки, писанки, крапанки), цветочные горшочки (d = 60 мм), контейнеры с пуговицами, бусинами, семенами, сушеными ягодами, ракушками, ленточками, бантиками, цветочками, звездочками, пластилин, вата, вырезанные из картона заячьи ушки и глазки, открытки на пасхальную тематику.
Ход занятия:
Слышен колокольный звон (все громче и громче)
Воспитатель: О чём звонят колокола?
Саша Б: О мире на планете,
К любви и дружбе призвала
Молитва на рассвете.
Воспитатель: О чем звонят колокола?
Глеб: О сострадании к людям,
Мы их ошибки и дела
С обидой не осудим
Воспитатель: О чем звонят колокола?
Лера: О доброте сердечной,
Пусть помощь наша и мала,
Но полбеды залечит
Воспитатель: О чем звонят колокола?
Алина: О радости безмерной
Как птице дал Господь крыла,
Так даст нам силы вера.
Андрей Т: Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем,
Из печей несем куличики,
А от курочки — яички. (выкладывает на стол «угощение»)
Мила Ч: Распушила ветки верба,
Песни ласточки слышны,
Праздник света, праздник веры
Есть у ласковой Весны
Кирилл: Колокольным перезвоном
Славят люди праздник тот,
С добрым словом и поклоном
Обнимается народ
Артем: Прилетели птицы, радостно блистая:
Светлая седмица, праздничная стая…
А у нас куличик — золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!
Молоко в крынке!
Пир — как в сказке.
В доме ни пылинки, убирались к Пасхе!
Воспитатель: Пасха! Самый светлый и радостный праздник, который длится целую неделю. А какие традиции русской Пасхи вы знаете? (Люди убираются в домах: моют окна, пекут куличи, красят яйца; надевают нарядные одежды, многие ходят в церковь)
А ещё во все дни Пасхи люди приветствуют друг друга поцелуем и обмениваются крашеными яйцами.
А знаете ли вы, что Крашенки — это яйца, выкрашенные в один цвет.
Писанки — яйца, расписанные узорами.
Крапанки — яйца, расписанные пятнами.
С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и стар, и млад катались на каруселях, водили хороводы, пели народные песни, играли в народные игры.
А как же обстоят дела с этим праздником в других странах? Оказывается, что в европейских странах очень популярны на Пасху шоколадные яйца и киндер-сюрпризы. Их особенно любят дети, для которых Пасха — это в первую очередь весёлый праздник, ведь на Пасху приходит… нет, не Санта Клаус, а пасхальный заяц! А вот кто это? Мы сейчас и узнаем!
Презентация на тему: 1-й слайд: «Пасхальный заяц».
2-й слайд: Эта традиция празднования Пасхи появилась более 500 лет назад в далекой-далекой Германии
3-й слайд: И с тех пор распространилась по всему миру.
4-й слайд: Теперь в разных странах мира считают, что Пасхальный заяц — один из обязательных атрибутов праздника.
5-й слайд: Почему именно заяц? спросите вы. Вот что гласит средневековая легенда: «Давно в маленькой бедной деревне у матерей не было денег купить своим детям подарки на Пасху. Они нарядно раскрасили яйца и спрятали в лесу возле деревни. Когда дети пошли играть в лес в Пасхальное воскресенье, они увидели яйца, но не знали, откуда они. Вдруг выскочил заяц из-за кучи яиц и дети начали кричать: «Эти яйца оставил заяц!"
6-й слайд: Эта традиция сохранилась и по сей день. Дети на Пасху с нетерпением ожидают воскресенья. Воскресным утром они проснутся и увидят, что пасхальный заяц оставил для них корзинки с лакомствами и спрятал яйца, которые они расписывали на прошедшей неделе.
7-й слайд: Кстати, пасхальный кролик символизирует изобилие и плодородие. А еще зайцы — быстроногие вестники весны и отступления суровой зимы.
8-й слайд: В некоторых отдельных уголках мира считают, что яйца приносит лиса, петух, аист и даже кукушка.
9-й слайд: Но все же излюбленным персонажем и взрослых и детей является заяц (кролик).
10-й слайд: Теперь в некоторых странах принято дарить детям в праздник Пасхи сладких зайцев или кроликов, и цветные яйца.
11-й слайд:А многие хозяйки готовят зайчиков из теста, шоколада и марципана.
12-й слайд: Сегодня во всем мире в виде пасхальных зайчиков делают игрушки, сладости и сувениры.
13-й слайд: А вот таких пасхальных зайчиков мы можем создать своими руками.
— Посмотрите внимательнее, из каких элементов можно изготовить такой сувенир? (Ответы детей)
Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем немного наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Скачет зайчик»
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик
На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз.
По окончании пальчиковой гимнастики воспитатель интересуется у детей, какой материал им понадобится для выполнения работы, напоминает, что зайчику необходимо будет сделать глазки, носик, усики и т. д.
Во время работы, воспитатель рассказывает о празднике Пасхе: «Этот день богат не только вкусным угощением — богат он обычаями и обрядами. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть. Если небо было чистое, голубое — значит, день будет хороший».
Готовых зайчиков воспитатель предлагает украсить бантиками, бусинками, ленточками и т. д. и рассадить на подносе, оформленном зеленой материей. Располагая зайчат, дети любуются своими поделками, и работами других детей. Воспитатель хвалит ребят, выделяя при этом особенности каждой выполненной работы.
— Ребята, а вспомните, из чего готовят хозяйки пасхальных зайчиков в других странах мира? Правильно, из теста. Вот и мама нашего Илюши настоящая хозяюшка, приготовила вам угощение в виде таких вот забавных зайчиков.
Литература:
1. http://shalamonova.ucoz.ru/blog/2008-08-15-4
2. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36813.php?ELEMENT_ID=36813&PAGEN_1=2
3. http://www.trepsy.net/play/stat.php?stat=2070
4. http://raznie.ru/interesnoe/pasha-svetloe-hristovo-voskresenie-na-rusi/