Педагогический проект «Удивительный мир Лего» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.11.2018

Статья просмотрена: 1934 раза

Библиографическое описание:

Лугина, А. Ю. Педагогический проект «Удивительный мир Лего» / А. Ю. Лугина, И. Р. Соничкина, Е. В. Шамкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3708/ (дата обращения: 15.11.2024).



Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать — им требуется уметь играть.

Фред Роджерс

Игра — воспитатель. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка: его умение общаться с другими людьми, успешность в учебе, его социальной практики, отношение с окружающими людьми и самим собой.

Самое главное — предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов, путешественников. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты.

При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием.

Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Конструирование способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

Кроме того Лего-конструирования значимая часть в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

– являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие);

– позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан краткосрочный проект «Удивительный мир — ЛЕГО».

Новизна проект: использование Лего-конструктора в образовательной деятельности.

Цель проекта: развитие первоначальных конструктивных умений и навыков в процессе использования Лего-конструктора.

Задачи проекта

– Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

– Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.

– Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

– Воспитывать дружеские взаимоотношения детей при изготовлении построек из Лего-конструктора.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности детей — конструктивно-модельной.

Физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Механизм реализации проекта

– Организация и проведение мероприятий.

– Осуществление мониторинга.

– Просветительская работа среди родителей воспитанников.

– Распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения.

– Размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.

Принципы

– Принцип систематичности и последовательности — развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

– Принцип активности и сознательности — требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания.

– Принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.

– Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).

– Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).

Формы образовательной деятельности сдетьми:

– Занятия и беседы (о конструкторах, их видах и предназначениях, об истории создания конструктора Лего).

– Тематические презентации.

– Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения.

– Просмотр и обсуждение мультфильмов «История возникновения ЛЕГО», «ЛЕГО Сити», «ЛЕГО машинки», «ЛЕГО френц».

– Чтение и заучивание стихотворений о Лего.

– Рисование, лепка на тему Лего.

– Конструирование из конструктора Лего разных размеров.

Методы иприемы:

– Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов).

– Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).

– Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).

– Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения).

– Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Формы организации детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Формы работы сродителями: родительское собрание, консультация, индивидуальные беседы, анкетирование, памятки, информационные листы в родительском уголке.

Ресурсное обеспечение проекта:

– Информационные ресурсы (методическая литература по данной проблеме).

– Материально-техническое ресурсы (мультимедийное оборудование, ноутбук, телевизор, дидактические игры, конструктор Лего разных размеров, иллюстрационный материал).

– Финансовое ресурсы (спонсорские ассигнования).

– Кадровое ресурсы (Воспитатели, родители).

Планируемый результат

  1. Повышение интереса к моделированию и конструированию с материалами Лего;
  2. Совершенствование коммуникативных навыков общения детей.
  3. Самостоятельность детей в использовании деталей с учетом их конструктивных свойств

Этапы проекта

I этап. Организационно-подготовительный этап

– Обозначение проблемы и темы Проекта, определение цели и основных задач.

– Изучение методической литературы.

Подбор информационного материала, создание мультимедийных презентаций, пособий.

– Разработка конспектов занятий; бесед.

– Изготовление дидактических игр

– Оснащение группы конструктором ЛЕГО.

– Планирование совместной деятельности с родителями.

– Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

II этап. Основной этап

Непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий. Разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия педагогов и родителей.

Содержание и продукты проектной деятельности с детьми:

  1. Беседы:

«Удивительное — в истории Лего».

«Мой любимый конструктор».

  1. Познавательные занятия:

«Знакомство с Лего»

«Наш город».

  1. Занятия по конструированию:

«Космические строители».

«Путешествие в страну Лего».

«Весенний цветок».

«Животные Африки. Жираф».

А также чтение стихов о Лего, рассматривание журналов. Просмотр и обсуждение мультфильмов и презентаций «История Лего», «ЛЕГО Сити», «ЛЕГО машинки», «ЛЕГО френц». Составление рассказов о своей модели. Рассказы воспитателя об истории Лего и их видах.

Самостоятельная деятельность детей.

– Дидактические игры: «Найди пару», «Составь картинку», «Волшебный мешочек».

– Сюжетно — ролевые игры с конструктором Лего: «Детский сад», «Гараж», «ЛЕГО — город».

– Создание индивидуальных и групповых моделей по желанию детей.

– Работа по проекту проводилась в тесном сотрудничестве с родителями:

– Это — анкетирование «Любите ли Вы конструировать?»

– Консультация: «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

– Папка-передвижка «LEGO-конструирование»

– В результате проектной деятельности родители организовали выставку рисунков «Мой любимый герой».

– Выпустили фотогазету — «Мой любимый конструктор»

III этап. Заключительный этап

  1. Оформление выставки поделок из Лего-конструктора «Мир ЛЕГО».
  2. Представление и рассказ о своей конструкции детям второй младшей группой «Мишка».
  3. Презентация проекта на педсовете.
  4. Презентация проекта на родительском собрании.

Продукт проектной деятельности

– Рисунки детей: «Любимый герой».

– Мультимедийные презентации: «История ЛЕГО».

– Фотовыставка «Мой конструктор».

– Мини-музей «Мир ЛЕГО».

– Папка-передвижка «Мир — Лего».

– Картотека «Схемы для конструирования»

Вывод: Проектная деятельность способствовала развитию у детей социально-коммуникатывных качеств творческого воображения. Они стали активно использовать конструктор в своих играх. Появился интерес к моделированию и конструированию. Многие из детей стали вести себя уверенней в коллективе сверстников, общаться друг с другом, договариваться. А также способствовало эффективному сотрудничеству педагогов, детей и родителей.

Литература:

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 48–50.
  2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. — М.: Гардарики, 2008. — 118 с.
  3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л. Г. Комарова. — М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. — 88 с.
  4. Лусс Т. В. Формированиенавыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов /Авт.–сост. Т. В. Лусс. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007. — 133 с.
  5. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов/ Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2011. — 243 с.
  6. http://www.int-edu.ru/
  7. http://www.lego.com/ru-ru/
  8. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
Основные термины (генерируются автоматически): игра, конструктор Лего, Проектная деятельность, ребенок, Лего, методическая литература, образовательная деятельность, познавательное развитие, речевое развитие, родительское собрание.
Задать вопрос