Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогический проект «Удивительный мир Лего»

Дошкольное образование
06.11.2018
1972
Поделиться
Библиографическое описание
Лугина, А. Ю. Педагогический проект «Удивительный мир Лего» / А. Ю. Лугина, И. Р. Соничкина, Е. В. Шамкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3708/.


Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать — им требуется уметь играть.

Фред Роджерс

Игра — воспитатель. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка: его умение общаться с другими людьми, успешность в учебе, его социальной практики, отношение с окружающими людьми и самим собой.

Самое главное — предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов, путешественников. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты.

При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием.

Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Конструирование способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

Кроме того Лего-конструирования значимая часть в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

– являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие);

– позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан краткосрочный проект «Удивительный мир — ЛЕГО».

Новизна проект: использование Лего-конструктора в образовательной деятельности.

Цель проекта: развитие первоначальных конструктивных умений и навыков в процессе использования Лего-конструктора.

Задачи проекта

– Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

– Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.

– Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

– Воспитывать дружеские взаимоотношения детей при изготовлении построек из Лего-конструктора.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности детей — конструктивно-модельной.

Физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Механизм реализации проекта

– Организация и проведение мероприятий.

– Осуществление мониторинга.

– Просветительская работа среди родителей воспитанников.

– Распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения.

– Размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.

Принципы

– Принцип систематичности и последовательности — развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

– Принцип активности и сознательности — требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания.

– Принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.

– Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).

– Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).

Формы образовательной деятельности сдетьми:

– Занятия и беседы (о конструкторах, их видах и предназначениях, об истории создания конструктора Лего).

– Тематические презентации.

– Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения.

– Просмотр и обсуждение мультфильмов «История возникновения ЛЕГО», «ЛЕГО Сити», «ЛЕГО машинки», «ЛЕГО френц».

– Чтение и заучивание стихотворений о Лего.

– Рисование, лепка на тему Лего.

– Конструирование из конструктора Лего разных размеров.

Методы иприемы:

– Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов).

– Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).

– Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).

– Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения).

– Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

Формы организации детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Формы работы сродителями: родительское собрание, консультация, индивидуальные беседы, анкетирование, памятки, информационные листы в родительском уголке.

Ресурсное обеспечение проекта:

– Информационные ресурсы (методическая литература по данной проблеме).

– Материально-техническое ресурсы (мультимедийное оборудование, ноутбук, телевизор, дидактические игры, конструктор Лего разных размеров, иллюстрационный материал).

– Финансовое ресурсы (спонсорские ассигнования).

– Кадровое ресурсы (Воспитатели, родители).

Планируемый результат

  1. Повышение интереса к моделированию и конструированию с материалами Лего;
  2. Совершенствование коммуникативных навыков общения детей.
  3. Самостоятельность детей в использовании деталей с учетом их конструктивных свойств

Этапы проекта

I этап. Организационно-подготовительный этап

– Обозначение проблемы и темы Проекта, определение цели и основных задач.

– Изучение методической литературы.

Подбор информационного материала, создание мультимедийных презентаций, пособий.

– Разработка конспектов занятий; бесед.

– Изготовление дидактических игр

– Оснащение группы конструктором ЛЕГО.

– Планирование совместной деятельности с родителями.

– Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

II этап. Основной этап

Непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий. Разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия педагогов и родителей.

Содержание и продукты проектной деятельности с детьми:

  1. Беседы:

«Удивительное — в истории Лего».

«Мой любимый конструктор».

  1. Познавательные занятия:

«Знакомство с Лего»

«Наш город».

  1. Занятия по конструированию:

«Космические строители».

«Путешествие в страну Лего».

«Весенний цветок».

«Животные Африки. Жираф».

А также чтение стихов о Лего, рассматривание журналов. Просмотр и обсуждение мультфильмов и презентаций «История Лего», «ЛЕГО Сити», «ЛЕГО машинки», «ЛЕГО френц». Составление рассказов о своей модели. Рассказы воспитателя об истории Лего и их видах.

Самостоятельная деятельность детей.

– Дидактические игры: «Найди пару», «Составь картинку», «Волшебный мешочек».

– Сюжетно — ролевые игры с конструктором Лего: «Детский сад», «Гараж», «ЛЕГО — город».

– Создание индивидуальных и групповых моделей по желанию детей.

– Работа по проекту проводилась в тесном сотрудничестве с родителями:

– Это — анкетирование «Любите ли Вы конструировать?»

– Консультация: «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

– Папка-передвижка «LEGO-конструирование»

– В результате проектной деятельности родители организовали выставку рисунков «Мой любимый герой».

– Выпустили фотогазету — «Мой любимый конструктор»

III этап. Заключительный этап

  1. Оформление выставки поделок из Лего-конструктора «Мир ЛЕГО».
  2. Представление и рассказ о своей конструкции детям второй младшей группой «Мишка».
  3. Презентация проекта на педсовете.
  4. Презентация проекта на родительском собрании.

Продукт проектной деятельности

– Рисунки детей: «Любимый герой».

– Мультимедийные презентации: «История ЛЕГО».

– Фотовыставка «Мой конструктор».

– Мини-музей «Мир ЛЕГО».

– Папка-передвижка «Мир — Лего».

– Картотека «Схемы для конструирования»

Вывод: Проектная деятельность способствовала развитию у детей социально-коммуникатывных качеств творческого воображения. Они стали активно использовать конструктор в своих играх. Появился интерес к моделированию и конструированию. Многие из детей стали вести себя уверенней в коллективе сверстников, общаться друг с другом, договариваться. А также способствовало эффективному сотрудничеству педагогов, детей и родителей.

Литература:

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 48–50.
  2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. — М.: Гардарики, 2008. — 118 с.
  3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л. Г. Комарова. — М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. — 88 с.
  4. Лусс Т. В. Формированиенавыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов /Авт.–сост. Т. В. Лусс. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007. — 133 с.
  5. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов/ Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2011. — 243 с.
  6. http://www.int-edu.ru/
  7. http://www.lego.com/ru-ru/
  8. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный