Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 18.12.2021

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Лукашова, Т. А. Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы) / Т. А. Лукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87027/ (дата обращения: 16.12.2024).



Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «лего-технология» . « LEGO » в переводе с латыни означает «Я учусь» или «Я складываю» .

Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

— они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

— позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

— формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

— объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

В нашем детском саду LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности.

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В дошкольных группах детского сада создана развивающая предметно-пространственная среда — LEGO-центры. Они оснащены различными наборами Лего.

Базовый набор для детей 5–7 лет (ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования):

— «Лото с животными». DUPLO;

— «Городские жители». DUPLO;

— «Общественный и муниципальный транспорт». DUPLO

— «Большая ферма». DUPLO

— Café +Базовый набор.

— «Городская жизнь». LEGO.

Базовый набор для детей 5–7 лет (конструирование как деятельность, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования)

— «Кирпичики». Lego для творческих занятий;

— «Гигантский набор». DUPLO.

LEGO-конструирование в нашем детском саду начинается с трехлетнего возраста: детям младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO.

Малыши знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Воспитатели организовывают «сюжетное» конструирование, основанное на разыгрывании с помощью воспитателя близких детям сюжетов.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте ребята учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO-конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.

Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дети овладевают способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

В результате ребёнок получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.

Воспитатели ДОУ обучают детей лего-конструированию и роботехнике в 3 этапа:

а) создают условия для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;

б) предоставляют детям возможность решать задачи, направленные на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования;

в) организовывают самостоятельное детское конструирования по замыслу.

Проведение работы осуществляется по алгоритму:

  1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
  2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
  3. Сборка частей модели.
  4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
  5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.

Воспитанники групп создают различные постройки: транспорт, городских жителей, животных и т. п. На занятиях по речевому развитию, в совместной с воспитателем деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности в Лего-центрах дети придумывают различные истории.

Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, ознакомлении с окружающим миром.

Лего-конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Лего — это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.

Детей, увлекающихся лего-конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Я считаю, что игры с Лего-конструктором развивают:

— образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное);

— пространственное мышление (ребёнок на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее — левее, выше — ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже);

— мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);

— фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т. д);

— способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).

Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования и робототехники в ДОУ, как средства всестороннего развития детей.

Дети — маленькие фантазеры. LEGO-конструирование дает им возможность развиваться, чувствовать себя волшебниками, воплощать свои идеи. Наша задача — создать все условия для данного вида деятельности и стать помощниками в освоении новых навыков в конструировании.

Основные термины (генерируются автоматически): DUPLO, LEGO, ребенок, базовый набор, детский сад, игра, игровая деятельность, конструирование, мелкая моторика.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Задать вопрос