Создание развивающего лего-пространства в дошкольной образовательной организации как возможность воспитания навыков будущего
Авторы: Белоненко Жанна Владимировна, Абельмазова Римма Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 29.03.2021
Статья просмотрена: 201 раз
Библиографическое описание:
Белоненко, Ж. В. Создание развивающего лего-пространства в дошкольной образовательной организации как возможность воспитания навыков будущего / Ж. В. Белоненко, Р. Н. Абельмазова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6206/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: конструктор ЛЕГО, образовательный процесс, ребенок, мелкая моторика.
Лего-конструирование — это творческая, не рутинная деятельность всегда привлекательная для ребёнка-дошкольника, живущего в высокотехнологичном современном мире. Исследования показали, что работа с конструкторами Лего способствует развитию у детей сенсорных представлений, пространственного и логического мышления, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, диалогической и монологической речи, расширению словарного запаса. Лего-конструирование оказывает большое влияние на развитие способностей детей и помогает выявить их таланты. Помимо этого, способствует формированию первоначальных технических навыков, обеспечивает знакомство с первыми простейшими механизмами, обучение навыкам конструирования является первым шагом в воспитании навыков будущего. Поэтому на наш взгляд, лего-конструирование является одним из наиболее эффективных способов развития интеллектуальных и творческих способностей современного дошкольника.
Для эффективной организации занятий по лего-конструированию и робототехнике необходимо обустроить лего-пространство, где будут проводиться занятия с детьми. В связи с этим мы считаем актуальным вопрос организации и усовершенствования образовательной среды ДОО, обеспечивающей развитие личности каждого обучающегося, в процессе индивидуальной творческо-предметной деятельности основанной на освоении технологии робототехники посредством лего-конструирования.
Во многих дошкольных образовательных организациях сегодня существует специальные кабинеты Лего и робототехники. Лего-центр — это отдельно организованный центр активности дошкольников, созданный на базе игровой комнаты, оснащенный необходимыми учебно-методическими средствами.
При отсутствии в ДОО отдельного помещения могут использоваться групповая комната, музыкальный или спортивный зал, рекреация и др. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе с использованием лего-конструкторов позволит учитывать в большей степени принцип вариативности в соответствии с ФГОС ДО, который предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
Как к отдельно оборудованному лего-центру, так и к центру конструирования в группе рекомендованы определенные требования. Рекомендуется предусмотреть:
— зону со стеллажами для хранения деталей конструкторов LEGO в специальных сортировочных ящиках. Рекомендуется использовать два способа сортировки деталей: по цветам и по форме. На каждом сортировочном ящике для удобства необходимо разместить картинку с условным обозначением содержимого контейнера. Для детей должен быть обеспечен свободный доступ ко всем видам конструкторов;
— рабочую зону для воспитанников по созданию построек.
— место для конструкций, работа над которыми еще не завершена;
— место для выставки готовых конструкций;
— место хранения методического комплекта (программа, рабочие тетради) и дополнительных материалов (схемы, таблицы, иллюстрации, альбомы с фотографиями детских лего-конструкций и проектов).
Для успешного проведения деятельности с Лего-конструктором необходимо соблюдать некоторые условия:
— формировать группы детей по 8 человек;
— организовывать свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
— подробно знакомить детей с образцом (схемой, темой и т. д.);
— обеспечивать сохранность постройки на некоторое время.
Конструкторы ЛЕГО представляют собой яркий, трансформируемый и полифункциональный материал, дающий колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. К преимуществам следует так же отнести безопасность, высокую прочность деталей и готовых изделий, мобильность игрушек, их удобный размер.
Наборы ЛЕГО можно использовать уже с детьми раннего возраста. При этом для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера SYSTEM, которые, кроме основных задач, способствуют, в том числе, и развитию мелкой моторики, концентрации внимания и памяти.
Обогащение и насыщение образовательного процесса исследовательской и конструктивной деятельностью осуществляется в рамках как специально организованной образовательной деятельности в ЛЕГО-центре, так и самостоятельной деятельности дошкольников на основе индивидуализации образовательного процесса.
Использование ЛЕГО — технологии строится в последовательном освоении конструктивной и исследовательской деятельности с разными тематическими наборами, которые последовательно сменяют друг друга, обеспечивая поступательное движение от простого к сложному
Применение разнообразных тематических наборов позволяет последовательно и в занимательной форме подвести детей к изучению достаточно сложных понятий на простом и доступном материале, в частности, дети знакомятся с разнообразием транспортных средств и их назначением, узнают о механизмах и принципах их работы. Это стимулирует познавательную инициативу воспитанников и дает им в руки удобные инструменты, при помощи которых можно воплотить свои идеи в практический результат и проверить его правильность.
Целесообразная продуманность комплектования наборов обеспечивает педагогам большое разнообразие содержания, которое можно реализовывать, имея в дошкольном учреждении несколько базовых комплектов.
Лего-конструктор, наборы для конструирования и робототехники — это полезная гимнастика для ума! Они соответствуют всем требования ФГОС ДО, так как они современные, оригинальные, неповторимые, простые, универсальные и безопасные. Поэтому с уверенностью мы можем сказать, что с помощью этих конструкторов можно решать проблемы образования, воспитания и развития детей в XXI веке!
Литература:
- Авдулова, Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. — 2014. — № 8.
- Волкова, С. И. Конструирование / С. И. Волкова. — М: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2013.
- LEGO в детском саду. Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO Education, авт. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. — ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2015.
Похожие статьи
Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников
В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...
Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития
Квест в ДОУ. Познания в игре
В статье говорится о квест-игре как о новой технологии в работе дошкольного учреждения.
LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...
Похожие статьи
Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников
В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...
Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития
Квест в ДОУ. Познания в игре
В статье говорится о квест-игре как о новой технологии в работе дошкольного учреждения.
LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...