Lego-студия в образовательном пространстве современного детского сада
Авторы: Димитриева Людмила Леонтьевна, Никифорова Анжела Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 30.12.2021
Статья просмотрена: 186 раз
Библиографическое описание:
Димитриева, Л. Л. Lego-студия в образовательном пространстве современного детского сада / Л. Л. Димитриева, А. В. Никифорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6959/ (дата обращения: 16.11.2024).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года выдвигает приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Наряду с этим, развитие воспитания в системе образования предполагает: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает: создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями. [2]. Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка формальным институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми — педагогами, родителями сверстников, наконец, ровесниками. В качестве одного из серьезных факторов приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада. С позиций «открытость» учреждения рассматривается как готовность гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе, умение целесообразно использовать внутренние и внешние ресурсы учреждения в вопросах развития и воспитания детей. Основными целями функционирования образовательных учреждений открытого типа сегодня являются свободное развитие индивидуума; обеспечение условий для овладения им комплексом нужных ему компетенции, приобретения необходимого потенциала для успешного и комфортного существования в сообществе; подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества [1, с.29].
В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой появляются различные инновации. Одной из них является создание пространство детской реализации как основного инструмента развития личности ребенка. По мнению авторов программы, пространство детской реализации противоположный понятию «зона ближайшего развития». Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Таким образом, пространство детской реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. [3,с.13]
В связи с этим, в детских садах в настоящее время организуются условия для развития детей, в том числе, различные пространства реализации. Учитывая данные подходы, в детском саду открыта LEGO студия. Студия представляет собой отдельное помещение, в котором дети занимаются легоконструированием и роботехникой. Помещение условно разделено на зоны, что позволяет организовать занятия с детьми более эффективно и успешно. Для хранения конструкторов оборудованы стеллажи и ящики для хранения, в которых удобно хранить коробки с наборами разнообразных конструкторов, игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, деревья и пр. Рабочая зона для организации конструктивно-модельной деятельности представлена детскими столами с встроенными ящиками для размещения деталей конструктора на занятии. Стулья подобраны по росту детей. Конструированием дети занимаются сидя за столами или стоя, как им удобно. Далее в интерьере студии расположены два выставочных стола для обыгрывания построек и организации выставки детских работ. Сделанные лего-постройки дети с большим интересом и с удовольствием обыгрывают. Для этого в кабинете есть место для игры, которая дает детям возможность и свои сюжеты в игре.
Образовательная деятельность, организованная в лего-студии построена в соответствии с ФГОС ДО и помогает стимулировать интерес дошкольников к естественным наукам и инженерному искусству. На первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ребенка самостоятельно ставить учебные и игровые цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Для этого используются моторизированные модели LEGO и простое программирование. WeDo 2.0 обеспечивает решение для практического, «мыслительного» обучения, которое побуждает учащихся задавать вопросы и предоставляет инструменты для решения задач из обычной жизни.
По мнению педагогов, лего-конструирование развивает творческие способности и повышает активность детей, позволяет выражать им свои взгляды и идеи посредством кубиков конструктора и создавать уникальные, оригинальные конструкции. Все занятия с детьми построены в игровой форме, используются приёмы создания игровой мотивации «Зачем, кому, для чего?» и представляют собой тематические путешествия в мир познания. В них дети учатся создавать неповторимые сооружения, они продумывают их функциональность и предназначение, имеют возможность реализовать собственные архитектурные идеи на практике. Все творчество подчинено определенному замыслу, который дети воплощают в жизнь. Работая над строением, они изучают назначение каждого элемента, знакомятся с различными методами крепления деталей конструктора, учатся их сочетать друг с другом, оформлять композицию. Происходит знакомство ребенка со стилем и красотой. Во время занятий юные творцы привыкают оценивать объекты не только по их внешней оболочке, они учатся анализировать их внутреннее содержимое, вникать в их сущность. Педагоги решают задачи по формированию умений анализировать постройки, состоящие из множества деталей, рассматривают различные варианты оформления построек, развития пространственного воображение и творчества.
Таким образом, организация современного пространства в дошкольном образовательном учреждении, в частности открытие лего-студии, позволяет стимулировать творческое развитие дошкольников, оказывает позитивное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
Литература:
- Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования/ Р. Е. Пономарев // Педагогическое образование и наука. — 2003. — № 1. — С. 29–31
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (Дата обращения: 24.12.2021)
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2019. — c. 336