Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 1720 раз

Библиографическое описание:

Лунина, М. С. Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста / М. С. Лунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 355-356. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58940/ (дата обращения: 17.12.2024).



Дети дошкольного возраста могут общаться на одном языке — языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки — воображение, мышление, ловкость, эмоции, интеллект, общение.

У детей за последнее время стало появляться всё больше и больше новых познавательных интересов. Первое, с чем сталкивается ребёнок младшего дошкольного возраста, попадая в группу — это предметно-развивающая среда. В группе должно находиться множество различных игр и игровых центров для всестороннего развития детей в свободном доступе.

Актуальность введения ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС ДО к созданию развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно-деятельностного подхода.

Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде ЛЕГО Education.

Конструкторы ЛЕГО представляют собой яркий, трансформируемый и полифункциональный материал, дающий колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. К преимуществам следует так же отнести безопасность, высокую прочность деталей и готовых изделий, мобильность игрушек, их удобный размер.

ЛЕГО-конструирование обеспечивает возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, помогает развивать двигательную активность ребёнка в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, включающими необходимость создания насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Наборы ЛЕГО в силу своей педагогической универсальности оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Использование разнообразных тематических наборов ЛЕГО Education позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

В отличие от обычных традиционных наборов для детского конструирования, применяемых в детских садах, ЛЕГО-конструктор способствует не только поддержанию свободной самостоятельной игры детей, но и стимулирует желание к исследованиям, интерес к творчеству. Это универсальные конструкторы, которые в форме познавательной игры позволяют рождать новые идеи, воплощать в реальность свои задумки; самостоятельно решать поставленную задачу, видеть продукт совей деятельности, изменяя и совершенствуя игровую обстановку, создавать пространства, в которых можно с удовольствием играть.

При практическом знакомстве детей дошкольного возраста с конструктором ЛЕГО используются различные методы и приемы организации детской деятельности:

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по форме, размеру, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых.

Информационно-рецептивный

Обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки), моделирование ситуации, конкурсы, физ. минутки.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Играя в ЛЕГО, дети:

– Расширяют свои представления об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте.

– Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

– Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве.

– Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.

– Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.

– Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

– Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Работа с конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Немаловажную роль играет заинтересованное отношение родителей. В современном мире практически в каждой семье имеется конструктор ЛЕГО, но он не используется как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО-конструирования, важно использовать разнообразные формы работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей т. д.

Таким образом, использование разнообразных тематических наборов ЛЕГО Education в условиях игрового ЛЕГО-центра позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Литература:

  1. Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС»-ИПЦ Маска,2013г.
  2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
  3. Куцакова Л. В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.
  4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. — М.: изд. Сфера, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): конструктор ЛЕГО, вид активности, выбор материалов, детская инициатива, дошкольный возраст, моделирование ситуации, познавательная игра, полная мера, совместная деятельность, тематический набор ЛЕГО.


Похожие статьи

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мастер-класс «Использование Pop it в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» как средство экономического образования детей дошкольного возраста

Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка

Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного возраста

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мастер-класс «Использование Pop it в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» как средство экономического образования детей дошкольного возраста

Современные образовательные технологии в ДОУ как средство воспитания успешного ребёнка

Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного возраста

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос