Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Смецкая, А. Н. Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ / А. Н. Смецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5719/ (дата обращения: 22.11.2024).



С введением ФГОС дошкольного образования основной задачей стало формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, что предполагает в каждом ребенке видеть не исполнителя, а творческую личность. Все дошкольники любят строить, изобретать, исследовать, творить, представлять разнообразные сюжеты и создавать своими руками какие — либо постройки. Поэтому актуальным стало использование в ДОУ технологии образовательного легоконструирования.

В старшей группе мы создали учебно- игровой Лего-центр, который помогает реализовать эти задачи. Поскольку в процессе увлекательной игры создаются сказочная атмосфера, для решения этих задач.

Играя в Лего-центре, дети не просто общаются, но и обмениваются советами о способах крепления, деталями, объединяют свои модели для создания более масштабной конструкции. Мы стараемся организовывать такие условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь, и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Мы активно внедряем лего-технологию в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и интегрируем ее с другими образовательными областями. С помощью его можно решать, развивать и закреплять математические способности. В ходе игры мы изучаем цвет, размер, счет, форму деталей, вычитаем, складываем и делим. Закрепляем понятия «длиннее — короче», «выше — ниже» и ориентацию в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Лего-конструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. Лего-конструктор уникальная игра. Ее мы используем и в физическом развитии детей. Например, играя в «классики», дети строят столбики, которые нужно обходить или обегать; строят дорожки, через которые нужно перешагивать или перепрыгивать.

Лего-конструктор даёт радость творчества, радость созидания. Ребятам доставляет удовольствие самим искать способы решения конструктивных задач. Проявлять удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать что-то новое и интересное.

Создавая своими руками какие — либо постройки, ребенок открывает и развивает свои способности. Ведь в процессе игры ребенок похож на неутомимого исследователя. Он все время сравнивает, сопоставляет, выбирает, пробует свои силы, экспериментирует, фантазирует.

Например, при конструировании машины дети вспоминают реальную машину, которую они видели на улице, находят сходство и различия между ними, подбирают нужный материал, чтобы сделать новую машину.

Большое внимание мы уделяем воспитанию у детей умения устанавливать в процессе деятельности дружеские взаимоотношения со сверстниками, ребята должны дружно помогать друг другу. Стараемся у ребят воспитать умение согласовывать свои замыслы и действия с одногруппниками, сообща добиваться задуманного.

Лего-конструктор развивает мелкую моторику рук, развивает внимание, мышление, речь, воображение, совершенствует навыки детей работать в паре, в коллективе, развивать детскую, творческую фантазию, индивидуальность, пополнять словарный запас.

Все дети постепенно овладевают необходимыми строительными навыками и умениями, получают новые знания о строительных формах и правилах их использования. Таким образом, возможности безграничны и при этом ребенок получает огромное удовольствие.

В работе со старшими дошкольниками мы используем Лего-конструктор как крупный, так и мелкий, простой и сложный. С ними можно конструировать по теме, по замыслу, по образцу, по модели, и по наглядным схемам.

Лего-конструктор решает еще одну важную задачу для старших дошкольников, это подготовка руки к письму. Детям требуется приложить немало усилий, чтобы узнать возможность скрепления деталей и их свойства.

Ребенку требуется проявлять самоконтроль, усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, внимание, терпение и тогда старания ребенка не будут напрасными. Ловкие, точные движения рук дают возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Все это отразится на его уверенности в себе и в дальнейших успехах в учебе.

Лего-конструктор мы превратили в учебно-познавательное пособие, с помощью которого без труда можно научить ребенка читать. Для этого мы взяли большие кубики, на которые наклеили буквы, из которых ребенок будет составлять вначале слоги, а затем целые слова. С этими же словами можно поиграть в «Поле чудес», отгадывать и загадывать лего-загадки. Из лего мы построили героев из книжек, которые прочитали на развитии речи, а также целые сюжетные композиции. Систематические игры в лего помогают решению умственного развитию детей. У них совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается внимание, реализуется быстрота мышления. Речь детей становиться более четкой, правильной и выразительной.

Лего-центр полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. При этом необходимо учитывать, что создания построек, героев, конструкций не должно быть самоцелью, это прежде всего, средство развития детских способностей. Организуя игры с детьми в лего-центре, мы ставим перед собой задачу научить их конструировать и исследовать. Основное направление с детьми — создания условий для расширения их знаний, умений, опыта. В данном возрасте ребенок проявляет себя как конструктор и дизайнер, поэтому в таком центре заложены большие возможности для отражения детских впечатлений, знаний, представлений и развития конструктивной и исследовательской деятельности. При этом мы опираемся на постоянно растущий интерес детей к деятельности и, следовательно, пополняем центр новыми конструкторами. С помощью центра у детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию технических изобретений, предметов, вещей, которые необходимы для жизни людей; формирует интерес к конструированию; совершенствуются конструкторские навыки; сформируется представления о строительных элементах и их конструкторских свойствах; развивается стремление к конструированию и экспериментированию; развивается способность к самоанализу; формируется стремление к совместной деятельности; формируются навыки коммуникативного и делового общения.

Лего-конструктор, это полезная гимнастика для ума! Он соответствует всем требования ФГОС, так, как он современный, оригинальный, неповторимый, простой, универсальный и безопасный. Едва ли в современном мире существует такой конструктор, способный приносить столько пользы. Поэтому, с уверенностью мы можем сказать, что с помощью Лего-конструктора можно решать проблемы образования, воспитания и развития детей в 21 веке!

Литература:

  1. А. К. Бодаренко «Словесные игры в детском саду» Москва «Просвещение», 1974
  2. В. Я. Воронова «Творческие игры старших дошкольников» Москва «Просвещение», 1981
  3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду старшая группа» Издательство Мозайка — Синтез Москва, 2014
  4. В. В. Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» Москва «Просвещение», 1987
  5. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала старшая группа» Издательство Мозайка — Синтез Москва, 2014
  6. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений старшая группа» Издательство Мозайка — Синтез Москва, 2014
  7. Т. В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников» Москва «Просвещение», 1980

Похожие статьи

Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ

Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Родительский клуб в системе коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в современном ДОУ

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования

Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе

Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра

Похожие статьи

Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ

Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Родительский клуб в системе коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в современном ДОУ

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования

Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе

Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра

Задать вопрос