Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования / Е. В. Червенко, И. В. Ноздринова, Я. В. Диатроптова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17818/ (дата обращения: 19.12.2024).



На современном этапе развития дошкольного образования все чаще встает вопрос о развитии индивидуальности, способности к самообразованию детей уже на этапе дошкольного детства. Реализация данных требований возможна посредствам расширения познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. На сегодняшний день существуют различные образовательные программы по развитию познавательной активности дошкольников. Например, одной из инновационных программ является программа «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». В данной образовательной программе уделяется внимание развитию именно познавательных способностей дошкольников. В программе содержатся модули:

  1. Дидактическая система Ф. Фребеля,
  2. Экспериментирование с живой и неживой природой,
  3. Lego-конструирование,
  4. Математическое развитие,
  5. Робототехника,
  6. Мультистудия «Я творю мир».

В условиях стремительного проникновения информационных технологий в жизнь ребенка, педагогу порой очень сложно найти действенную педагогическую технологию. Однако деятельность по конструированию всегда привлекала внимание детей. В связи с этим педагогу-дошкольнику применение в своей практике такой технологии как lego-конструирования может быть весьма эффективно и современно, а главное эффективно в применении. Реализация данной технологии может опираться на вышеуказанную парциальную программу.

Ребенок дошкольного возраста настоящий изобретатель, который непрерывно стремится познать окружающий мир всеми доступными ему способами. Его природное любопытство необходимо развивать и поддерживать всеми доступными способами, однако одним из более эффективных способов познавательного развития, стремления к исследованию на наш взгляд может выступать деятельность ребенка, воплощённая в виде занятий по lego-конструированию.

Для ребенка старшего дошкольного возраста, как уже было выше изложено, характерны произвольность внимания, памяти, активно развивается словесно-логическое мышление. В связи с этим деятельность по lego-конструированию может выступать эффективным методом познавательного развития, ведь в процессе конструирования у ребенка активно функционирует воображение, а также в процессе конструирования формируется и развивается память, ведь ребенку порой просто необходимо запомнить расположение той или иной детали для возможности дальнейшего конструирования. Также в процессе конструирования происходит как дифференциация, так и интеграция всех психических процессов.

В процессе деятельности по lego-конструированию возможно использовать следующие направления:

  1. Конструирование по замыслу — дети в зависимости от своего воображения самостоятельно определяют будущий предмет своего творчества;
  2. Конструирование по модели — детям демонстрируется определенная модель, опираясь на которую они выполняют действия по конструированию;
  3. Конструирование по условию — детям оговаривается условие постройки, не демонстрируя какой-либо конечной модели (например, построить дом, забор, машинку)

Вся деятельность по lego-конструированию носит игровой характер. Однако может вполне выступать как педагогическая технология в организованной образовательной деятельности. Для того чтобы деятельность по конструированию была успешна необходимо:

  1. Использовать личностно-ориентированный подход;
  2. Использовать сюрпризные моменты в начале конструирования;
  3. Всю деятельность по конструированию необходимо выстраивать от простого к более сложному;
  4. Материально техническое обеспечение (дошкольная образовательная организация должна быть обеспечена достаточным количеством строительного материала, конструктор должен соответствовать возрастным категориям);
  5. Необходимо формировать положительную рефлексию у дошкольников.

В процессе lego-конструирования со старшими дошкольниками возможно применение различных дополнительных технологий. Так, например, возможно применение объектов lego в реализации мультистудий, lego-сказках, построенные фигуры возможно использовать в ролевых играх.

Lego-конструирование как педагогическая технология предполагает соответствующее оснащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Оснащенность максимальным количеством конструктивных элементов дает возможность творческого полета дошкольников, а также решает вопрос с обеспеченностью группового помещения игрушками, так как дети из одного и того же материала могут построить различные фигуры, объекты и в зависимости от игровой ситуации.

В качестве дополнительных технологий при использовании lego предполагается «Мультистудия lego». Данная технология является инновационной и вполне успешной, так как современным детям очень приемлемо использовать современные цифровые технологии. Технология предполагает использование построенных фигурок и объектов lego в качестве героев мультфильмов. При поддержке педагога с использованием покадрового метода происходит съемка мультфильма.

Еще одной технологией использования lego-конструирования является «lego-сказки». В данной ситуации объекты lego становятся героями сказок, используются в настольном театре. В процессе создания lego-сказки у дошкольников происходит активное развитие речи.

Вся деятельность по lego-конструированию с дошкольниками носит инженерно-направленный характер, основывается на применение инновационных цифровых технологий, носит личностно-ориентированный подход, представлена в виде авторского идейного подхода в реализации задуманного, а также отвечает национальным стратегиям в области развития образования.

Литература:

  1. https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/STEM_obrazovanie.pdf

Похожие статьи

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Похожие статьи

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса