Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования
Авторы: Червенко Екатерина Владимировна, Ноздринова Ирина Викторовна, Диатроптова Яна Валерьевна, Губанова Ирина Эдуардовна, Новикова Марина Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 01.03.2023
Статья просмотрена: 18 раз
Библиографическое описание:
Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования / Е. В. Червенко, И. В. Ноздринова, Я. В. Диатроптова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17818/ (дата обращения: 19.12.2024).
На современном этапе развития дошкольного образования все чаще встает вопрос о развитии индивидуальности, способности к самообразованию детей уже на этапе дошкольного детства. Реализация данных требований возможна посредствам расширения познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. На сегодняшний день существуют различные образовательные программы по развитию познавательной активности дошкольников. Например, одной из инновационных программ является программа «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». В данной образовательной программе уделяется внимание развитию именно познавательных способностей дошкольников. В программе содержатся модули:
- Дидактическая система Ф. Фребеля,
- Экспериментирование с живой и неживой природой,
- Lego-конструирование,
- Математическое развитие,
- Робототехника,
- Мультистудия «Я творю мир».
В условиях стремительного проникновения информационных технологий в жизнь ребенка, педагогу порой очень сложно найти действенную педагогическую технологию. Однако деятельность по конструированию всегда привлекала внимание детей. В связи с этим педагогу-дошкольнику применение в своей практике такой технологии как lego-конструирования может быть весьма эффективно и современно, а главное эффективно в применении. Реализация данной технологии может опираться на вышеуказанную парциальную программу.
Ребенок дошкольного возраста настоящий изобретатель, который непрерывно стремится познать окружающий мир всеми доступными ему способами. Его природное любопытство необходимо развивать и поддерживать всеми доступными способами, однако одним из более эффективных способов познавательного развития, стремления к исследованию на наш взгляд может выступать деятельность ребенка, воплощённая в виде занятий по lego-конструированию.
Для ребенка старшего дошкольного возраста, как уже было выше изложено, характерны произвольность внимания, памяти, активно развивается словесно-логическое мышление. В связи с этим деятельность по lego-конструированию может выступать эффективным методом познавательного развития, ведь в процессе конструирования у ребенка активно функционирует воображение, а также в процессе конструирования формируется и развивается память, ведь ребенку порой просто необходимо запомнить расположение той или иной детали для возможности дальнейшего конструирования. Также в процессе конструирования происходит как дифференциация, так и интеграция всех психических процессов.
В процессе деятельности по lego-конструированию возможно использовать следующие направления:
- Конструирование по замыслу — дети в зависимости от своего воображения самостоятельно определяют будущий предмет своего творчества;
- Конструирование по модели — детям демонстрируется определенная модель, опираясь на которую они выполняют действия по конструированию;
- Конструирование по условию — детям оговаривается условие постройки, не демонстрируя какой-либо конечной модели (например, построить дом, забор, машинку)
Вся деятельность по lego-конструированию носит игровой характер. Однако может вполне выступать как педагогическая технология в организованной образовательной деятельности. Для того чтобы деятельность по конструированию была успешна необходимо:
- Использовать личностно-ориентированный подход;
- Использовать сюрпризные моменты в начале конструирования;
- Всю деятельность по конструированию необходимо выстраивать от простого к более сложному;
- Материально техническое обеспечение (дошкольная образовательная организация должна быть обеспечена достаточным количеством строительного материала, конструктор должен соответствовать возрастным категориям);
- Необходимо формировать положительную рефлексию у дошкольников.
В процессе lego-конструирования со старшими дошкольниками возможно применение различных дополнительных технологий. Так, например, возможно применение объектов lego в реализации мультистудий, lego-сказках, построенные фигуры возможно использовать в ролевых играх.
Lego-конструирование как педагогическая технология предполагает соответствующее оснащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Оснащенность максимальным количеством конструктивных элементов дает возможность творческого полета дошкольников, а также решает вопрос с обеспеченностью группового помещения игрушками, так как дети из одного и того же материала могут построить различные фигуры, объекты и в зависимости от игровой ситуации.
В качестве дополнительных технологий при использовании lego предполагается «Мультистудия lego». Данная технология является инновационной и вполне успешной, так как современным детям очень приемлемо использовать современные цифровые технологии. Технология предполагает использование построенных фигурок и объектов lego в качестве героев мультфильмов. При поддержке педагога с использованием покадрового метода происходит съемка мультфильма.
Еще одной технологией использования lego-конструирования является «lego-сказки». В данной ситуации объекты lego становятся героями сказок, используются в настольном театре. В процессе создания lego-сказки у дошкольников происходит активное развитие речи.
Вся деятельность по lego-конструированию с дошкольниками носит инженерно-направленный характер, основывается на применение инновационных цифровых технологий, носит личностно-ориентированный подход, представлена в виде авторского идейного подхода в реализации задуманного, а также отвечает национальным стратегиям в области развития образования.
Литература:
- https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/STEM_obrazovanie.pdf