В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».
Ключевые слова: конструктивное мышление, дети дошкольного возраста, продуктивные виды деятельности.
Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить — актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остаётся одной из основ математического развития дошкольников. Формирование конструктивного мышления начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. Конструктивная деятельность является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации детьми дошкольного возраста. Она предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.
Конструктивное мышление относится к наглядно-действенному виду мышления, следовательно, для него характерны: ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Мы можем сказать, что данный вид мышления необходим каждому, чтобы уметь быстро сориентироваться как стандартной, так и нестандартной ситуации.
Ракитская О. Н. обращает внимание на тот факт, что конструктивное мышление плодотворно и созидательно, однако данный тип мышления направлен на обеспечение позитивного видения перспективы того, что предстоит сделать. Для этого типа мышления эффективность использования старых идей важнее поиска новых 1. Но в тоже время «ему свойственен настрой на осуществление новых идей и стремление разглядеть в предложенном плане все присущие ему положительные моменты, что порождает общее представление о возможных результатах дела, о связанных с зародившейся идеей перспективах, выгоде и достижениях» 1, с. 46.
С. Эпштейн определяет конструктивное мышление как способность разрешать практические проблемы ценой минимального стресса. По его мнению, обладатели конструктивного мышления лучше приспособлены к жизни, не концентрируются на негативных мыслях и эмоциях и потому редко страдают от психических расстройств. В своих работах С. Эпштейн рассматривает конструктивное мышление как условие успешности человека в профессии и создания психологического комфорта вокруг себя2.
Таким образом, мы видим, что однозначного понимания понятия «конструктивное мышление» нет. Но мы можем выделить существенные признаки данного понятия, которыми будем ориентироваться в нашей работе:
— направлено на решение практических задач;
— концентрация на позитивных мыслях и эмоциях;
— создает представление результатов деятельности.
Учитывая данные признаки, можно сформулировать педагогические условия, направленные на эффективное формирование конструктивного мышления:
— учет жизненного опыта ребенка и имеющихся знаний при создании нового образа;
— научить выделять позитивные стороны объекта для того, чтобы ребенок смог позитивно воспринимать и оценивать окружающую реальность.
Разработанная нами дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир конструирования» отвечает структурным требования к подобного вида программам, прошла реализацию на базе Центра продленного дня при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева» в группе предшкольной подготовки «Скоро в школу».
Представим кратко содержание учебного плана работы. Учебный план включает в себя 18 занятий продуктивными видами деятельности (аппликация, конструирование из бумаги) и легоконстурирование (предметное и тематическое). Тематика и цель занятий представлена нами в таблице 1.
Таблица 1
Тематика занятий по программе «Удивительный мир конструирования»
№ п\п |
Название темы |
Цель занятия |
1 |
Сочная груша (аппликативная мозаика) |
Учить создавать узор из небольших кусочков цветной бумаги обрывным способом. |
2 |
Гриб-боровик (аппликативная мозаика) |
Учить создавать узор из небольших кусочков цветной бумаги, нарезанных в виде небольших треугольников. |
3 |
Осеннее покрывало (аппликативная мозаика) |
Продолжать учить создавать узор из небольших кусочков цветной бумаги обрывным способом. Продумывать сочетание цветов и их расположение на прямоугольной основе. |
4 |
Кленовый лист (аппликативная мозаика) |
|
5 |
Скатерть для мамы (аппликативная мозаика из ткани) |
Учить детей продумывать эскиз узора, используя 2–3 варианта цвета ткани. Упражнять в подготовке деталей геометрической формы, выкладывания их на квадратной основе и склеивания друг к другу. |
6 |
Лоскутное одеяло (аппликативная мозаика из ткани) |
|
7 |
Тачка для дачи (лего конструирование) |
Провести исследования связанные с решением проблемы. Определить какой простой механизм дети будут использовать при постройке данной модели. Сформулировать описание на основе наблюдений. Этапы работы: Создание конструкции. Испытать, оценить и при необходимости изменить конструкцию модели. Определить наличие основных составляющих тачки и их форму: колеса, ось, ручки для толкания, место для груза. |
8 |
Дома (лего конструирование) |
Учить составлять план сборки модели. Конструирование многоэтажного дома. Этапы работы: Разработка плана дома; его реализация; организовывать работу совместно с товарищем, уметь договариваться. |
9 |
Воздушный транспорт (лего) |
Вертолет. Анализ плана, схем, фото. Учить создавать модель вертолета с помощью конструктора Lego, выделять отличительные признаки спецтранспорта. Развивать мелкую моторику. |
10 |
Наземный транспорт. Грузовик (лего конструирование) |
Учить конструировать и испытывать модели машинки с одиночной фиксированной оси и отдельными осями. Работать в парах, с использованием взаимопроверки. Закрепить понятия: одиночная фиксированная ось, отдельная ось, трение, скольжение. Развитие мелкой моторики. |
11 |
Наземный транспорт. Паровоз (лего конструирование) |
|
12 |
Машины (конструирование из бумаги по шаблону) |
Учить выделению основных и дополнительных деталей предмета, определение их формы, рисование и вырезанию форм, сбор деталей согласно плану. |
13 |
Дома городские (конструирование из бумаги по шаблону) |
Учить выделению основных и дополнительных деталей предмета, определение их формы, рисование и вырезанию форм, сбор деталей согласно плану. |
14 |
Домик в деревне (конструирование из бумаги по шаблону) |
|
15 |
Тематическое Лего. «Магазин Универсам» |
Провести исследования связанные с решением проблемы. Проанализировать фото и схемы образцов построек. Продолжать учить детей работать малыми группами мелким конструктором лего; создавать большие композиции из жизни людей; украшать основные детали (фасады дома; заборы; сараи) мелкими деталями декора. Преобразовывать предыдущую конструкцию. |
16 |
Тематическое Лего. «Зоопарк». |
Продолжать учить детей работать малыми группами мелким конструктором лего. Проанализировать фото и схемы образцов построек. |
17 |
Творческое конструирование на свободную тему (бумага и картон) |
Вспомнить совместно с детьми поделки из бумаги, сделанные в течение года. Рассмотреть фото творческих работ и выставок. Помочь определиться с темой поделки. |
18 |
Творческое конструирование на свободную тему (лего) |
Вспомнить совместно с детьми постройки, сделанные в течение года. Рассмотреть фото творческих работ и выставок. Помочь определиться с темой постройки и выбором вида лего конструктора. |
Следует отметить, что проведенные занятия по разным видам конструирования, повысило интерес детей не только к лего конструктору, но и к конструированию из бумаги и ткани. Такой вид конструирования сложный в плане продумывания узора, подбора деталей по форме, размеру, размещению в пространстве так, чтобы они совпадали сторонами и создавался узор.
Рассмотрим и проанализируем некоторые занятия, предусмотренные программой и проведенные нами.
Как указывалось в содержании разработанной нами Программы, тематика занятий была распределена по уровню сложности. Вначале нами были проведены занятия, развивающие у детей умение выделять из целого куска бумаги более маленькие, близкие по размеру друг к другу, чтобы композиция выглядела гармонично. От занятия к занятию задача все более усложнялась. Так, начиная с третьего занятия перед детьми стояла задача — располагать геометрические фигуры небольшого размера на основе определенной формы. Это помогало развитию у детей способность подбирать фигуры друг к другу, разворачивая вокруг оси и совмещая как можно удобнее. Такая деятельность постепенно готовила детей к работе с тканью.
Работа с тканью сложна тем, что она другая по фактуре, цвет более разнообразный, что позволяет составить сложные узоры. Детям приходилось быть более внимательными и сосредоточенными, чтобы не отрезать лишнее, правильно развернуть ткань и подобрать по цвету и фактуре, создавая узор.
Следующим этапом было конструирование из бумаги. На данном этапе дети учились читать схемы и чертежи, сгибать бумагу в определенных местах, а в других, согласно знакам, делать надрезы.
Так, тема занятия «Машины» была довольно сложна в исполнении, так как предусматривала конструирование из бумаги по схеме. Дети учились «Читать» схему и выполнять необходимые манипуляции (сгибать, разрезать, вырезать, склеивать. Для более наглядного представления как должна выглядеть машина, шаблон вначале раскрашивали. Не все дети сразу смогли выполнить данную работу. Четверым детям пришлось заменять шаблоны и дать возможность повторить и усвоить материал.
Однако, несмотря на сложность, деятельность детям была интересна. Занятие мы проводили в два этапа, что бы дети не устали и смогли выполнить поделку правильно. На первом этапе дети вырезали и раскрашивали поделку. На втором занятии учились ее правильно складывать.
Подобными задачами было и следующие занятия о домах городских и деревенских (маленьких). Дети уже более уверенно раскрашивали схему, внимательнее следили за знаками. Конечно, были и ситуации, при которых приходилось давать ребенку новую схему. Это когда делался разрез в неправильном месте или слишком большой, или не правильным образом схема складывалась и поделка не получалась.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В процессе организации работы по развитию конструктивного мышления у детей 6–7 лет необходимо учитывать то, что несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью. Таким образом, важна корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников.
Прежде чем начинать работу, воспитателю необходимо изучить особенности развития конструктивного мышления в дошкольный период и определиться в каких видах деятельности они могут начать решение данной задачи. Это связано с тем, что конструктивное мышление можно развивать не только в продуктивных видах деятельности, но и в процессе развивающих игр, в том числе математического характера, в процессе освоения детьми робототехники, что очень актуально в настоящее время; в творческих театрализованных играх, проектной деятельности и пр.
Конструктивная деятельность предъявляет специфические требования к ребенку. Он должен знать конструктивные особенности строительного материала, способы и последовательность построения. В процессе конструктивной деятельности у ребенка развивается умение видеть предмет, определять его назначение. Он учится определять свойство деталей предмета. Данные умения необходимы ребенку для успешного обучения в школе.
Литература:
- Ракитская О. Н. О проблеме формирования конструктивного профессионального мышления сотрудника уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная наука. 2012. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-formirovaniya-konstruktivnogo-professionalnogo-myshleniya-sotrudnika-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy (дата обращения: 02.03.2022).
- Эпштейн, С. Вы мудрее, чем вы думаете. Как развить навыки конструктивного мышления и применить его в жизни // С. Эпштейн, А. Бродский. / Минск: Попурри, 2000 г.384 с.