Развивающий потенциал образовательной робототехники
Авторы: Фоменко Татьяна Николаевна, Лобанова Елена Борисовна, Маркелова Виктория Михайловна, Боровкова Ольга Геннадьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.
Дата публикации: 01.04.2022
Статья просмотрена: 83 раза
Библиографическое описание:
Фоменко, Т. Н. Развивающий потенциал образовательной робототехники / Т. Н. Фоменко, Е. Б. Лобанова, В. М. Маркелова, О. Г. Боровкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7239/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.
Ключевые слова: дидактическое обеспечение, ребенок, образовательная робототехника, робот, дошкольное образование, игровое обучение.
Что нам дать детям, которым предстоит менять наше будущее? Какие компетенции и набор навыков они должны усвоить? Можем ли помочь этому развитию с самого раннего возраста с помощью игрового обучения? Как наши усилия могут повлиять на успехи наших детей в их будущей взрослой жизни? Как игровое обучение может поддерживать естественное детское любопытство на пути к новым знаниям и совместному изучению мира вокруг –ответы на все эти вопросы мы пытаемся найти сегодня.
Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Образовательная робототехника — это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей.
Но следует обратить внимание на то, что:
– образовательная робототехника используется как инструмент, а не как цель обучения;
– это направление обучения, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества детей разного возраста;
– образовательная робототехника помогает сформировать привлекательную для детей образовательную среду с практически значимыми и занимательными мероприятиями, подкрепляющими интерес детей к изучаемому предмету.
Учитывая вышесказанное, следует отметить актуальность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании, которая обусловлена сложившейся необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработкой методического обеспечения организации использования робототехники в образовательном процессе.
Игровое упражнение «Помоги пчелке попасть домой»
Цель: развитие умения программировать робота Bee-Bot основными кнопками ↑ Вперед ↓ Назад ← Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против) → Поворот направо на 90° Х Очистить память (перед тем как программировать пчелку на следующие действия, нужно очистить память).
Методическое и дидактическое обеспечение: робот Bee-Bot, коврик с геометрическими фигурами.
Детям необходимо запрограммировать робота Bee-Bot таким образом, чтобы он остановился на необходимой геометрической фигуре, игрового поля. Предварительно дети зарисовывают алгоритм движения робота стрелками, либо выкладывают из геометрических фигур.
Игровое упражнение «Найди ошибку»
Цель: развитие умения читать алгоритм, составленный воспитателем, путём апробации маршрута искать ошибки в заданном алгоритме и исправлять их.
Методическое и дидактическое обеспечение: робомышь, поле, набор карточек-схем со стрелками.
Предложить детям прочитать алгоритм маршрута, составленный воспитателем, запрограммировать робота по заданному маршруту (робот должен попасть в определённый сектор), найти ошибку в алгоритме воспитателя, исправить её, запрограммировать робота ещё раз.
Вариант использования робототехники на занятиях по развитию речи:
Цель: способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление).
Методическое и дидактическое обеспечение: универсальное поле, робот Bee-Bot, набор карточек с изображениями (жук, мак и др.).
Предложить детям запрограммировать робота таким образом, чтобы он оказался на нужной картинке (выбирается с помощью загадки), назвать то, что изображено на картинке (ЖУК), определить первый звук в слове [ж], назвать как можно больше слов, начинающихся на звук [ж]. Другой вариант — определить количество звуков в слове (МАК — три звука) и назвать слова из трех звуков.
Вариант использования робототехники на занятиях по ознакомлению с родным городом на примере игры «Арзамас, город в котором я живу»:
Игра содержит разделы — «Достопримечательности», «Архитектура», «Промышленность», «Памятники».
Цель: расширять и систематизировать представления детей о родном городе, воспитывать чувство любви к Родине.
Методическое и дидактическое обеспечение: робототехнический набор Matatalab Lite, складное игровое поле в клетку, набор игровых карточек с иллюстрациями по разделам игры. К каждой карточке прилагаются ряд вопросов для организации беседы с детьми.
Детям предлагается по заданному алгоритму запрограммировать робота до цели, определить, что изображено на картинке. Далее воспитатель проводит беседу по иллюстрации с использованием разработанных вопросов.
Усложнение: детям предлагается самостоятельно составить алгоритм движения робота до нужной иллюстрации, далее также проводится беседа.
Каждый из этих роботов предназначен для обучения детей основам визуального программирования без использования компьютера в игровой форме через цвета, формы, тактильные ощущения. Процесс программирования осуществляется за счет визуального моделирования и ручного конструирования кода программы. Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике роботизированных игрушек будет способствовать решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника.
Литература:
- Баранникова Н. А. программируемый мини — робот «Умная пчёлка», методическое пособие для педагогов ДОО, Москва 2014.
- Заболоцкая В. В., Николаева Л. В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 4–9.
- Иванов А. А. Основы робототехники — М.: Форум, 2012.
- Коростелева Е. А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013.
- Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. — Л.: Наука, 2013.
Ключевые слова
дошкольное образование, ребёнок, образовательная робототехника, робот, игровое обучение, дидактическое обеспечениеПохожие статьи
Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности
В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации
В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.
Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...
Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники
В статье рассматривается возможность формирования познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Использование социальных сетей в образовательном процессе
В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.
Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству
В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.
Похожие статьи
Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности
В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации
В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.
Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...
Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники
В статье рассматривается возможность формирования познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Использование социальных сетей в образовательном процессе
В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.
Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству
В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.