Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развивающий потенциал образовательной робототехники

Развитие дошкольника
01.04.2022
111
Поделиться
Библиографическое описание
Фоменко, Т. Н. Развивающий потенциал образовательной робототехники / Т. Н. Фоменко, Е. Б. Лобанова, В. М. Маркелова, О. Г. Боровкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7239/.


В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Ключевые слова: дидактическое обеспечение, ребенок, образовательная робототехника, робот, дошкольное образование, игровое обучение.

Что нам дать детям, которым предстоит менять наше будущее? Какие компетенции и набор навыков они должны усвоить? Можем ли помочь этому развитию с самого раннего возраста с помощью игрового обучения? Как наши усилия могут повлиять на успехи наших детей в их будущей взрослой жизни? Как игровое обучение может поддерживать естественное детское любопытство на пути к новым знаниям и совместному изучению мира вокруг –ответы на все эти вопросы мы пытаемся найти сегодня.

Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная робототехника — это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей.

Но следует обратить внимание на то, что:

– образовательная робототехника используется как инструмент, а не как цель обучения;

– это направление обучения, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества детей разного возраста;

– образовательная робототехника помогает сформировать привлекательную для детей образовательную среду с практически значимыми и занимательными мероприятиями, подкрепляющими интерес детей к изучаемому предмету.

Учитывая вышесказанное, следует отметить актуальность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании, которая обусловлена сложившейся необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработкой методического обеспечения организации использования робототехники в образовательном процессе.

Игровое упражнение «Помоги пчелке попасть домой»

Цель: развитие умения программировать робота Bee-Bot основными кнопками ↑ Вперед ↓ Назад ← Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против) → Поворот направо на 90° Х Очистить память (перед тем как программировать пчелку на следующие действия, нужно очистить память).

Методическое и дидактическое обеспечение: робот Bee-Bot, коврик с геометрическими фигурами.

Детям необходимо запрограммировать робота Bee-Bot таким образом, чтобы он остановился на необходимой геометрической фигуре, игрового поля. Предварительно дети зарисовывают алгоритм движения робота стрелками, либо выкладывают из геометрических фигур.

C:\Users\Енотик\Desktop\Принят. файлы\IMG_20200121_085513.jpg

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Цель: развитие умения читать алгоритм, составленный воспитателем, путём апробации маршрута искать ошибки в заданном алгоритме и исправлять их.

Методическое и дидактическое обеспечение: робомышь, поле, набор карточек-схем со стрелками.

Предложить детям прочитать алгоритм маршрута, составленный воспитателем, запрограммировать робота по заданному маршруту (робот должен попасть в определённый сектор), найти ошибку в алгоритме воспитателя, исправить её, запрограммировать робота ещё раз.

Вариант использования робототехники на занятиях по развитию речи:

Цель: способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление).

Методическое и дидактическое обеспечение: универсальное поле, робот Bee-Bot, набор карточек с изображениями (жук, мак и др.).

Предложить детям запрограммировать робота таким образом, чтобы он оказался на нужной картинке (выбирается с помощью загадки), назвать то, что изображено на картинке (ЖУК), определить первый звук в слове [ж], назвать как можно больше слов, начинающихся на звук [ж]. Другой вариант — определить количество звуков в слове (МАК — три звука) и назвать слова из трех звуков.

D:\фото_викторина\новые с пчелкой\IMG_20220329_174740.jpg D:\фото_викторина\новые с пчелкой\IMG_20220329_174759.jpg

Вариант использования робототехники на занятиях по ознакомлению с родным городом на примере игры «Арзамас, город в котором я живу»:

Игра содержит разделы — «Достопримечательности», «Архитектура», «Промышленность», «Памятники».

Цель: расширять и систематизировать представления детей о родном городе, воспитывать чувство любви к Родине.

Методическое и дидактическое обеспечение: робототехнический набор Matatalab Lite, складное игровое поле в клетку, набор игровых карточек с иллюстрациями по разделам игры. К каждой карточке прилагаются ряд вопросов для организации беседы с детьми.

Детям предлагается по заданному алгоритму запрограммировать робота до цели, определить, что изображено на картинке. Далее воспитатель проводит беседу по иллюстрации с использованием разработанных вопросов.

Усложнение: детям предлагается самостоятельно составить алгоритм движения робота до нужной иллюстрации, далее также проводится беседа.

Каждый из этих роботов предназначен для обучения детей основам визуального программирования без использования компьютера в игровой форме через цвета, формы, тактильные ощущения. Процесс программирования осуществляется за счет визуального моделирования и ручного конструирования кода программы. Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике роботизированных игрушек будет способствовать решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника.

C:\Users\Ta1234\Desktop\статья 2022\29-03-2022_21-38-36\АРХИТЕКТУРА.jpeg C:\Users\Ta1234\Desktop\статья 2022\29-03-2022_21-38-36\ПАМЯТНИКИ.jpeg

Литература:

  1. Баранникова Н. А. программируемый мини — робот «Умная пчёлка», методическое пособие для педагогов ДОО, Москва 2014.
  2. Заболоцкая В. В., Николаева Л. В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 4–9.
  3. Иванов А. А. Основы робототехники — М.: Форум, 2012.
  4. Коростелева Е. А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013.
  5. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. — Л.: Наука, 2013.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дидактическое обеспечение
ребенок
образовательная робототехника
робот
дошкольное образование
игровое обучение

Молодой учёный