Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 744 раза

Библиографическое описание:

Поварницына, Е. А. Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций / Е. А. Поварницына. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16923/ (дата обращения: 16.12.2024).



В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. У детей нечеткие, неясные представления о семье, об уровнях ценности семьи, о значимости семейных традиций. Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценными». Детей необходимо приобщать к семейным традициям, повышать интерес к людям старшего поколения, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решение задачи в полной мере. [1].

Понимая важность данной проблемы, мы решили в детском саду уделить внимание такому вопросу как приобщение детей к семейным традициям. Были определены цель и задачи по реализации данного вопроса.

Цель: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка через укрепление связей между поколениями в каждой семье.

Задачи:

  1. Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
  2. Привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
  3. Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  4. Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
  5. Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
  6. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего детского сада была создана творческая группа, координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.

Мы используем следующие формы совместной работы с родителями по повышению роли семейных ценностей в становлении личности ребенка: семейные художественно-творческие проекты, выставки семейного творчества, мини-выставки семейных реликвий, презентации, фотоколлажи, совместные праздники, викторины, мастер-классы, онлайн общение.

Работа была реализована в три этапа:

1 этап — подготовительный, включил в себя: изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями; проведение анкетирования среди родителей (законных представителей), беседы с детьми о семье, праздниках семьи, интересных событиях.

По результатам бесед и анкетирования родителей получили следующий результат: 52,6 % родителей считают, что в семье должны быть свои традиции; приобщение ребенка к ценностям семьи происходит: через воспитательные беседы — 37,4 %, личный пример и проецирование ценностей на свою жизнь — 53,2 %, через нормы и правила, установленные в семье — 9,4 %; существующие традиции в семье: день рождения — 100 %, коллективное посещение культурных мероприятий — 26,3 %, религиозные обряды — 10,5 %, день создания семьи — 21 %, государственные праздники — 84,2 %, профессиональные праздники — 10,5 %, оформление семейных альбомов — 5,3 %, воскресные семейные обеды — 26,3 %, свои варианты не предложил никто; 89 % родителей хотели бы, чтобы дети переняли семейные традиции в свою будущую семью, 11 % — считают, что это не обязательно; поделиться опытом семейных традиций согласно — 26,3 % родителей.

2 этап — основной, включил в себя большую работу по реализации основной цели, в трех направлениях:

  1. Работа с детьми: «Беседа о семейных традициях, о профессиях, увлечениях родителей», сюжетно-ролевые игры «В гости на масленицу», «День Рождения», «Дочки-матери», «Семья», подготовка к празднику День Пожилого человека, изготовление плаката ко Дню Матери, к проекту «В семье дружат, живут — не тужат», изготовление подарков к 23 февраля, 8 марта. НОД: «Приходите в гости к нам», «В семейном кругу», «Моё имя», «Кем я могу гордиться в моей семье», чтение художественной литературы, дидактические и словесные игры: «Чьи это вещи?», «Какие слова ты скажешь бабушке и дедушке, когда придешь к ним в гости», «Какие мои братья и сестры», «Мамы всякие нужны», «Кто есть, кто?», «Какие у меня папа с мамой?», «Делай как я», «Полное и не полное». Тренинг «Эстафета хороших известий», «Хочу быть как мама и папа», «Самый счастливый день в моей жизни», «Письмо бабушке и дедушке», игра — викторина «Что ты знаешь о своих родителях», фотовыставка «Я и моя семья».
  2. Взаимодействие с родителями (законными представителями): организация родительского клуба «Теремок», круглый стол «В семье дружат, живут не тужат!», спортивное мероприятие «Мама, папа, я — спортивная семья», мероприятия: «День пожилого человека», «День матери», «23 февраля», гулянья масленицы. Участие в выставке «Дары осени», «Зимняя игрушка». Консультации для родителей на темы: «Семейные традиции и праздники», «Сказки, рассказанные на ночь».
  3. Совершенствование ППРС: картотека бесед «Моя семья», выставка коллекций открыток, альбом пословиц и поговорок, папка-передвижка «Возрождение семейных традиций», создание мини — музея семейных традиций.

3 этап — заключительный включил в себя проведение итогового мероприятия для детей и родителей «Ребенок — зеркало семьи». Проведение городского семинара «Воспитание — наше общее дело».

Таким образом в процессе реализации данного проекта все его участник — дети, родители, педагоги приобрели определенные знания.

Дети: узнали прошлое своей семьи, семейные традиции своей семьи, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах. Научились проявлять уважение к своим родителям, членам своих семей, быть внимательными к событиям в своем доме, сформировалось чувство гордости и уважения к своей семье.

Родители: получили знания по возрождению семейных традиций, умение организовывать семейные праздники, возможность вести активную совместную деятельность в детско-взрослом коллективе детского сада.

Педагоги: разработали планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей, лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствует тесному сотрудничеству.

«Семейные посиделки»

Рис. 1. «Семейные посиделки»

«Мой папа — самый лучший»

Рис. 2. «Мой папа — самый лучший»

Выставка «Семья талантами богата»

Рис. 3. Выставка «Семья талантами богата»

Итоговое мероприятие «Ребенок — зеркало семьи»

Рис. 4. Итоговое мероприятие «Ребенок — зеркало семьи»

Литература:

  1. Фисун Лариса Ивановна Формирование семейных традиций и ценностей у дошкольников в ДОУ. https://multiurok.ru/files/formirovanie-semeinykh-traditsii-i-tsennostei-u-do.html

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников по вопросам речевого развития детей раннего возраста

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников по вопросам речевого развития детей раннего возраста

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника