Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников

Семейное воспитание
04.02.2025
34
Поделиться
Библиографическое описание
Мкртчян, Т. И. Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников / Т. И. Мкртчян, О. В. Куфтина, Н. В. Должкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9861/.


Статья посвящена рассмотрению семейных традиций как важного фактора в развитии и формировании личности детей дошкольного возраста. Также приводится пример использования проектного метода как способа организации воспитательной работы по приобщению детей к семейным традициям.

Ключевые слова : семейные традиции, ребенок дошкольного возраста, приобщение к культуре.

В каждой семье складывается своя система воспитания, которая определяет специфику взаимодействия родителей и детей.

Процесс воспитания, вне зависимости от того, каким социальным институтом оно осуществляется, является также средством передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

А. Г. Спиркин отмечал, что «ребенок превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре» [5]. Можно сказать, что именно в семье происходит этот удивительный процесс приобщения ребенка к культурным ценностям. Важную роль в этом играют семейные традиции, которые можно рассматривать как неотъемлемую часть формирования у ребенка дошкольного возраста образа семьи.

Семейные традиции рассматриваются как принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. По мнению педагогов, психологов и социологов семейные традиции очень важны для укрепления семьи, создания неповторимой семейной атмосферы. Однако не все родители осознают необходимость семейных традиций в воспитании ребенка-дошкольника. Решить данную проблему можно при тесном взаимодействии детского сада и семьи.

Во многих семьях существуют традиции, связанные с праздниками, семейным отдыхом, есть семейные реликвии, вещи, передаваемые по наследству. Вместе с тем, родители не всегда обращают внимание детей на историю семейной традиции, не привлекают ребенка к активной подготовке и организации семейных праздников и совместных дел. Стоит отметить, что семейные традиции способствуют личностному развитию дошкольников с точки зрения культурологического подхода, исходя из которого семья, ее ценность и целостность приводит к единству культуры как феномена.

Влияние семейных традиций выражается в формировании культуры личности ребенка как характеристики зрелости и развитости системы индивидуальных качеств, которые реализуются в жизни ребенка.

Н. Ф. Губанова отмечает, что «вхождение ребенка в общество является процессом освоения традиций родной культуры, семьи и формирования нравственно-личностных качеств» [1]. Если семейные традиции и ценности будут частью жизни ребенка, тогда в нем будет расцветать чувства сорадости с ближним, достоинства и чувства сопричастности к своей семье. Именно чувства и эмоции составляют сущность детского мировосприятия, а в старшем дошкольном возрасте они уже становятся более осознанными, обобщенными и произвольными, что позволяет ребенку дошкольного возраста более полно и успешно войти в социальную жизнь современного общества.

Прикосновение к истории семьи и ее традициям помогает соприкоснуться с прошлым. Такой процесс одновременного проживания настоящего и прошлого является так называемым сопряжением времен. Как это происходит в жизни ребенка? Каждый день ребенок, знакомясь с традициями своей семьи и проживая их, попадает в пространство бытия, где настоящее и прошлое существуют рядом и одно в другом.

Одним из активных способов приобщения детей к семейным традициям является, бесспорно, чтение художественной литературы. Произведения фольклора (сказки, пословицы, поговорки, присказки) обогащают представления детей о народных семейных традициях воспитания детей, почитания родителей. Рассказы о детях, отражающие мир современного ребенка, позволяют в беседе по содержанию произведения опираться на собственный опыт ребенка.

Для формирования у дошкольников семейных ценностей и приобщения к семейным традициям, а также чувства принадлежности к своей семье в нашем детском саду проводится активная работа. Воспитателями были поставлены следующие задачи.

Во взаимодействии с семьей: обогащать представления родителей о семейных традициях и роли укрепления семьи, духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, различных формах приобщения детей к семейным традициям; вовлекать родителей в совместную с детским садом воспитательно-образовательную деятельность по приобщению детей к семейным традициям.

Во взаимодействии с детьми : познакомить дошкольников с культурными традициями и жизненным укладом разных семей; воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное по возрасту участие в подготовке семейных праздников и торжеств.

Для достижения поставленных задач во взаимодействии с семьями воспитанников педагоги детского сада использовали разнообразные и положительно зарекомендовавшие себя в педагогической практике формы работы, такие как: тематические газеты, создание генеалогического дерева семьи, составление семейной родословной, проведение конкурса семейных гербов, составление семейных историй, конкурс чтения стихотворений о семье, выставки совместного семейного детско — взрослого творчества, мастер-классы.

Для формирования у старших дошкольников семейных ценностей, приобщения к семейным традициям и чувства принадлежности к своей семье, в нашем детском саду был реализованы проекты «Традиции моей семьи» и «Профессии в моей семье». Одной из задач проекта «Профессии в моей семье» было приобщение детей дошкольного возраста к семейным трудовым традициям. В ходе реализации данного проекта дети узнали о трудовых династиях учителей, строителей, моряков в своей семье.

Проект «Традиции в моей семье» был направлен на формирование у детей представлений о семейных традициях, связанных с отдыхом, трудом, занятиями спортом, увлечениями.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, информационно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта : знакомство и приобщение детей к истории и традициям семьи, формирование семейных ценностей.

Задачи проекта:

  1. Укрепить связи поколений в семье.
  2. Организовать сотворчество родителей, детей и педагогов детского сада.
  3. Развить творческий потенциал родителей и детей в ходе совместной деятельности.

Перспективный план реализации проекта «Традиции моей семьи»

Этапы проекта

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

1 этап

– постановка проблемы (Что такое семейные традиции? Какие семейные традиции вы знаете? Как можно узнать о семейных традициях?),

– обсуждение с детьми группы

– обсуждение с родителями цели проекта на «Круглом столе».

– подготовка памятки для родителей по организации проекта (какие семейные традиции можно представить, возможные формы презентаций семейных традиций: фотоальбомы, видеоматериалы, семейные газеты, мини-коллажи и т. д.).

2 этап

– чтение произведений художественной литературы и семейного фольклора.

– рассматривание картин о семье, семейном отдыхе, труде в семье, спорте в семье.

– сюжетно-ролевые игры семейной тематики («Переезд на новую квартиру», «У бабушки на даче», «Всей семьей на пикник» и др.).

– продуктивная деятельность («Моя семья», «Папа на работе», «Я с бабушкой и дедушкой» и др.).

– рассматривание семейного генеалогического дерева.

– рассказы детей о семье, семейных традициях, досуге.

– консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребенка».

– оформление информационного стенда «Родословная семьи», «Как организовать семейный театр?».

– рассматривание с детьми семейных фотографий, альбомов с родными и близкими людьми, знакомство с народной культурой семьи, трудовых наград, грамот, семейных реликвий.

– участие родителей в подготовке информации по теме проекта (книги, иллюстрации, фотографии).

– семейная игротека.

– ведение семейного архива или летописи семьи.

3 этап

– участие детей в организации совместной выставки детско — родительских рисунков.

– участие в презентации семейных проектов.

– - участие родителей и членов семьи в организации совместной выставки детско — родительских рисунков.

– участие в презентации семейных проектов.

Результатом проведенной работы является амплификация представлений детей о семейных традициях, понимание преемственности поколений, осознание своей роли в поддержании семейных традиций, обогащение совместного детско — родительского досуга.

Литература:

  1. Губанова Н. Ф. Воспитание чувства сопричастности к культуре прошлого и настоящего у дошкольников. Детский сад: теория и практика № 1/2014. С. 52–63.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд.центр «Академия», 1999.
  3. Милева Елена Константиновна. Формирование у дошкольников образа семьи в условиях детского сада на современном этапе. Детский сад: теория и практика № 1/2014. С.6–19.
  4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СпБ.: Питер, 2010.
  5. Спиркин А. Г. Философия: Учебник М.: Гардарика, 1998.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
семейные традиции
ребенок дошкольного возраста
приобщение к культуре

Молодой учёный