Приобщение старших дошкольников к миру семьи (из опыта работы)
Автор: Селянская Анна Викторовна
Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 23.03.2020
Статья просмотрена: 1002 раза
Библиографическое описание:
Селянская, А. В. Приобщение старших дошкольников к миру семьи (из опыта работы) / А. В. Селянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5028/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: дети, семья, семейные ценности.
На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности.
Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание, считается, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». Важной ролью семейного воспитания является влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Становление самосознания определяет старший дошкольный возраст как значимый в формировании ценностных ориентаций, проявляющихся в направленности личности ребенка на мир семьи.
Современные исследователи отмечают, что у детей старшего дошкольного возраста отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи, многие дети не могут обосновать значимость семьи для человека. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка, который проявляется в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности.
Семья представляет собой персональную среду жизни и развития дошкольника, качество социализации в ней определяется образовательным уровнем родителей, их участием в жизни общества; занятостью на работе; особенностями образа жизни; структурой семьи и местом ребенка в ней.
Своеобразие и необходимость ознакомления детей с семьей состоит в том, что воздействие семьи более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воздействие, так как проводником его является родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.
К сожалению, анализ результатов современных исследований показывает, что не все дети 6 лет имеют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», «история моего рода», о значимости семьи для человека. В тоже время следует отметить, что сегодня взаимодействие ДОО и родителей воспитанников включает в себя весьма разнообразные формы (как непосредственные, так и опосредованные) и предполагает обмен информацией между сторонами, практическое сотрудничество, установление личных контактов между субъектами взаимодействия.
Мною были изучены роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Диагностический этап исследования предполагал проведение трех диагностических процедур: беседу и рисуночную методику с детьми, анкетирование — c родителями.
Вначале была проведена беседа. Она состояла из 2-х этапов, первый этап был направлен на изучение отношения детей к семейным ценностям, второй — на изучение семейных отношений.
Анализ беседы показал, что у 4-х респондентов сформированы основы семейных ценностей и культура семейных отношений. Они проявляют уважение к близким людям, заботятся о членах семьи. 17-ю респондентами частично усвоены семейные ценности. Данная подгруппа детей достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако у них бывают разногласия с родителями.
К сожалению, испытывают серьёзные затруднения при установлении контактов с родственниками, в семье чувствуют себя не комфортно, трое детей.
По мнению ребят, родители с ними редко играют, беседуют, читают книги, устраивают какие-либо праздники.
Далее было проведено анкетирование. Родителям также было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся соблюдения традиций в семье и культуры детско-родительских отношений.
Анализ анкет показал, что 5 родителей понимают значимость соблюдения семейных традиций, проявляют интерес к истории своей семьи, семейным корням, своей родословной; считают, что ребенка нужно знакомить с историей своего рода; стараются сохранять и поддерживать эмоционально-теплые отношения с сыном или дочерью.
В 17-ти семьях родителям не всегда удается соблюдать традиции, поддерживать позитивные отношения с ребенком, они считают, что можно было бы больше привлекать ребенка к изучению своих «корней», но, при этом они, как родители, особой инициативы не проявляли.
Двое родителей испытывали особые затруднения при заполнении анкеты.
Для уточнения межличностных взаимоотношений в семье использовали рисуночный тест. Детям было предложено нарисовать семью. Анализ рисунков представлен в диаграмме: благоприятная семейная ситуация отмечена в 10 семьях, тревожность и чувство неполноценности наблюдаются у троих детей, конфликтная семейная ситуация выявлена в 4 семьях, враждебность — в двух.
Количественный анализ результатов проведенного исследования показал, что у большинства детей подготовительной группы недостаточно сформированы представления о семье, о семейных ценностях. В некоторых семьях отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
В ходе совместной работы дети расширили представление о том, что семья — это родные люди (родственники, родня), которые любят и заботятся друг о друге. Семьи бывают разные — большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах. Семья — это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
В ходе проведения занятий дети узнали смысл слова «Обычай» — это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.
Узнали ребята и о происхождении отчеств и фамилий, построили родословную семьи кузнеца — рода Кузнецовых. Внимание ребят обратили на то, что поколение объединяет людей примерно одного возраста, есть поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей.
На последующих занятиях дети с удовольствием составляли родословную своей семьи. В группе была организована выставка детских работ, где каждый ребенок имел возможность рассказывать о своей родословной.
Воспитательная ценность данной формы работы заключалась в том, что детей подвели к пониманию родственной связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи.
Параллельно была организована и проведена работа с родителями: родительское собрание «Как стать хорошими родителями»; консультация на тему: «Здоровая нравственная атмосфера семьи — необходимое условие правильного воспитания ребенка». Педагогические мероприятия были направлены на формирование духовно-нравственных ценностей в семье, культуры детско-родительских отношений.
Проведенное мною исследование позволило установить, что формирование направленности на мир семьи обеспечивается следующими педагогическими условиями:
– трансляция родителями направленности на мир семьи как образца-ориентира для ребенка (или целенаправленный показ родителями собственной направленности на мир семьи как образца-ориентира для подражания);
– обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи;
– создание «Уголка семьи» для косвенного стимулирования и реализации направленности детей на мир семьи;
– сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми;
– взаимодействие ДОО и семьи по формированию направленности ребенка на мир семьи.
Литература:
- Артамонова О. В. К постановке проблемы формирования отношения к человеку через ознакомление с предметным миром. — СПб, — 2013. — 134 с.
- Безрукова Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. — Екатеринбург: Педагогика, 2009. — 24 с.
- Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: учебное пособие. /О. В. Дыбина. — М.: Центр педагогического образования, 2015. — 128с.
- Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 64 с.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Академия, 2008. — 160 с.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова и др. — М.: Просвещение, 2014. — 426 с.
- Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия /Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Сфера, 2010. — 128 с.
- Гольберт Е. В. Программа по формированию представлений старших дошкольников о семейных отношениях //Сборник конференций НИЦ Социосфера.- 2017. — № 32. — С. 101–113.
- Полякова Т. В. Роль взаимодействия семьи и детского сада в развитии личности ребёнка на современном этапе / Т. В. Полякова // Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы II международной научно-практической конференции 25–26 апреля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2016. — С. 20–23.
- Овчинникова Н. Н. Взаимодействие с семьями детей дошкольного возраста //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе.- 2017. — № 1. — С. 180–185.
- Хоменко И. А. Что знают дети о своей семье, своей и чужой культуре? //Дошкольное воспитание.- 2016. — № 2. — С. 107–110.
- http://www.maaam.ru/detskijsad/
- http://www.menobr.ru/materials
- http://nsportal.ru/
Похожие статьи
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе
В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...
Представления о семье у современной молодежи
В статье приводится анализ семьи и семейных ценностей современной молодежи Оренбурга и Оренбургской области на основе результатов социологического исследования.
Похожие статьи
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе
В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...
Представления о семье у современной молодежи
В статье приводится анализ семьи и семейных ценностей современной молодежи Оренбурга и Оренбургской области на основе результатов социологического исследования.