Семьеведение в детском саду как механизм установления доброжелательных взаимоотношений между педагогическим коллективом и родителями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асадуллина, С. В. Семьеведение в детском саду как механизм установления доброжелательных взаимоотношений между педагогическим коллективом и родителями / С. В. Асадуллина, В. Э. Головенко, Л. В. Гильманова, Г. И. Шарапова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8974/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Наиболее значимой общественной ценностью является семья. В сохранении, укреплении и благополучии ее заинтересован как каждый человек, так и государство, общество в целом. Именно в семье ребенок получает первые установки на восприятие мира, культуры. От моральных качеств родителей зависит становление личности ребенка в целом. Первыми педагогами в семье являются родители, именно они обязаны заложить основы нравственного, физического и психического развития, говорится в законе об образовании [4]. Так, Я. А. Коменский подчеркивал важность матери в семейном воспитании, называя материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Ему вторил другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет [2].

Продолжая данную мысль, современная наука располагает множественными фактами о влиянии семейного воспитания на развитие личности ребенка, что зачастую материнский инстинкт выше любого квалифицированного педагога. А. Г. Гогоберидзе считает, что под влиянием любящих взрослых закладываются основы всех сторон развития дошкольника [1]. Таким образом, результат развития личности ребенка будет значительно выше, если два института семьи и образовательной организации будут действовать в одном направлении.

Но полноценная семья немыслима без отцовства и материнства. В наши дни у молодого подрастающего поколения ценность этих понятий отходит на задний план, передавая планку первенства материальной стабильности. Молодые люди зачастую не подготовлены к осознанному родительству. Об этом говорят многочисленные разводы, воспитание детей в неполных семьях. Подтверждая данную мысль, Л. В. Коломийченко и О. А. Воронова пишут [3], что на пороге материнства женщина оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, своих функциях в уходе за ним и общении. Уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать и отец, — это их собственный ребенок.

Для решения данной проблемы в Татарстане одним из первых в Российской Федерации внедряется проект «Семьеведение». Проект нашел воплощение во всех муниципальных районах Республики Татарстан, где наиболее активные в плане поддержки традиционных институтов брака, семьи, родительства, детства городские и сельские школы приступили к учебной или кружковой работе с учащимися старших классов по вопросам семьеведения.

Наше дошкольное образовательное учреждение № 99 «Дулкын» города Набережные Челны не осталось в стороне. Педагоги ДОУ совместно со студентами Набережночелнинского педагогического колледжа разработали и апробировали программу «Семьеведение в детском саду». Целью данной программы стало повышение уровня сформированности представления ребенка о семье и ее истории.

Задачи были сформулированы исходя из требований примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой и программы «Семьеведение для малышей» Л. В. Коломийченко и О. А. Вороново:

  1.      Уточнять представление о функциях мужчины и женщины в семье, понятия семья.
  2.      Развивать умение создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Знать семейные традиции, поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
  3.      Уточнять представления о правах и обязанностях родителей и детей.
  4.      Формировать представление о семейных ценностях, воспитывать уважение к старшему поколению, рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Был разработан перспективный план программы, который включал в себя три направления. Первое — включало в себя работу с детьми: беседы, игры, образовательная деятельность, викторины и развлечения, целью которых было повысить уровень знаний детей по данному вопросу. Второе — предусматривало подготовку и проведение данных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ и студентами колледжа, а так же просветительскую работу в виде мастер-классов, обучающих семинаров по повышению компетентности в вопросе семьеведения. Третье направление основывалось на тесном взаимодействии с родителями воспитанников, т. к. в «Законе об образовании» говорится, что именно родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируя педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Перспективный план программы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перспективный план программы «Семьведение в детском саду»

Месяц

Работа с дошкольниками

Работа с педагогами и студентами

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика уровня сформированности знаний о семье

Тренинг «Детско-родительских отношений»

Октябрь

Беседа «Моя счастливая семья»; Дидактическая игра «Мои добрые дела».

Лекция — беседа «Семья и ее особенности»

Семинар «Семейные ценности»

Ноябрь

Беседа «Семейные традиции»; Рассматривание иллюстраций «Национальные традиции».

Круглый стол «Воспитательный потенциал современной семьи»

Мастер-класс «Хобби моей семьи»

Декабрь

Беседа «Права и обязанности родителей и детей»; Дидактическая игра «Мои права и обязанности».

Семинар «Нормативно-правовое обеспечение прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям»

Совместный поход в парк

Январь

Беседа «Тайна моего имени»; Чтение и обсуждение книги Г. Х. Андерсен «Талисман»; Рисование «Я в будущем».

Деловая игра: «Родители и дети»

Фото-коллаж «Самый интересный семейный выходной»

Февраль

Беседа «Папа — это…»; Рисование портрета «Мой папа».

Лекция «Роль отца в воспитании детей»

Фотостенд «Мой папа самый, самый»; Консультация «Роль отца в воспитании детей»

Март

Беседа «Мама — это…»; Изготовление подарка для мамы (бабушки, сестры); Чтение и обсуждение книги М.Скребцовой «Сердце матери».

Тренинг «Женское счастье»

Ярмарка «Фирменное блюдо семьи»

Апрель

Беседа «Старшее поколение»; Составление герба семьи; Рисование награды (ордена, медали).

Ярмарка добрых дел

Газета «Спасибо деду за победу», составление генеалогического древа семьи.

Май

Участие в III Международном фестивале

«Главное в жизни семья»

Июнь

Диагностика уровня сформированности знаний о семье

 

Одним из первых был проведен тренинг «Детско-родительских отношений», целью которого было сблизить родителей, детей и педагогов, настроить их на рабочий лад. Особенно яркими и интересными были мероприятия по проектировке семейного герба, дети и родители дома изучали семейные традиции, находили особенности своей семьи. Родителей настолько увлекла идея изучения своей родословной, что они с энтузиазмом восприняли мероприятие по изготовлению генеалогического дерева. Далее детям предлагалось нарисовать рисунок на тему: «Что значит в моем представлении семья», а родители к этому рисунку должны были написать эссе. В результате данной работы были выделены особенности и ценности каждой семьи, у одних это здоровый образ жизни, у других совместный досуг в выходные дни, у третьих уважение и почет старшего поколения.

Большая работа проводилась с педагогическим коллективом и студентами Набережночелнинского педагогического колледжа, обучающихся по специальности Дошкольное образование. Педагогов готовили к эффективному сотрудничеству с родителями, помогая изучить особенности семьи, нормативно-правовую документацию по правам ребенка и обязанностям взрослых по отношению к ним. Результатом такого трехстороннего сотрудничества стала защита данной программы на III Международном фестивале «Главное в жизни семья», который проходил в городе Набережные Челны в мае 2015 года.

Таким образом, программа «Семьеведение в детском саду» является не только средством расширения знаний дошкольников о ценности семьи, одной из форм взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности, но и механизмом повышения квалификации воспитателей и студентов в работе с родителями.

 

Литература:

 

  1.                Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под. ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  2.                Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
  3.                Коломийченко, Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет / Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова. –М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
  4.                Об образовании: [федер. закон от 29.12.2012 № 273 (с изменениями и дополнениями на 2013 г.)]. — М.: Эксмо, 2013. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, III, беседа, детский сад, Дошкольное образование, педагогический коллектив, перспективный план программы, родитель, Дидактическая игра.

Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Психологические основы и механизмы взаимопонимания в профессиональном общении педагога-музыканта

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей

Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Психологические основы и механизмы взаимопонимания в профессиональном общении педагога-музыканта

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей