Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смелова, А. В. Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду / А. В. Смелова, А. А. Ельникова, М. А. Мокеева, О. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8434/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности, дошкольники, детский сад, семья

В настоящее время воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, разработана и реализуется в настоящее время «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В ней указано, что «Приоритетная задача Российской Федерации — формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России -зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». [1]

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» является одним из основных принципов дошкольного образования. «В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в единый процесс, основанный на нравственных и социокультурных ценностях, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества». [2]

Недавно разработана Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая будет реализовываться на всей территории России. Федеральная образовательная программа дошкольного образования позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.

2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно- нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Таким образом, государством очерчены четкие ориентиры, которые позволят подготовить совершенно новое поколение будущих граждан России. [3]

В настоящее время в детском саду № 82 г. Чебоксары реализуется программа «Социокультурные истоки». Содержание программы позволяет объединить воспитательные и развивающие цели и задачи на основе системы социокультурных и духовно- нравственных категорий и ценностей, позволяет детям осваивать знания не на информационном уровне, а на уровне социокультурного опыта и личностного развития. Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период — формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

В связи с этим педагогами детского сада разработан и успешно реализуется проект «Под крылом добра — под крылом семьи». Задачами проекта является формирование культуры личности ребенка и взрослого с миром ценностей и традиций многонационального народа российского общества и вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс. В рамках проекта с семьями воспитанников организуются в течение года активные занятия. Проведение таких занятий с родителями разных возрастных групп организуется по различной тематике: «Ласковое имя», «Дружная семья» «Верность родной земле» «Сказочное слово» «Доброе слово», «Домашнее тепло» и пр.

Система активных занятий и методика проведения активных форм образовательной деятельности направлены именно на то, чтобы дети были готовы и умели делать жизненно важный выбор. В процессе освоения содержания программы «Социокультурные истоки» происходит постепенное присоединение детей, родителей и педагогов к социокультурному опыту; переосмысление прошлого и настоящего опыта; развитие способности ориентироваться на будущее.

В детском саду существует традиция оформления семьями воспитанников книг- самоделок по прочитанному, и анонсирование их на выставке. Родители читают литературные произведения детям, а затем своими руками изготавливают книги, и делятся ими в рамках выставки. Содержание книг для развития детей дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» актуализируют знания обучающихся по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной, музыкальной и художественно-продуктивной деятельности. Центральное место в книгах для развития занимают русские народные сказки, сказы, былины, фрагменты произведений классической литературы. Это произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина и др. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью народной культуры, ее духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Они возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.

Воспитание нравственно- духовных чувств, происходит не только в беседах и чтении литературы, но и в праздниках. Большое место в проекте отведено проведению календарных праздников, наполненных духовным и нравственным содержанием. Мероприятия всегда подразумевают активное взаимодействие с семьями воспитанников. Интересно проходит приобщение к рождественским традициям во время «Рождественских посиделок». Воспитанники декламируют стихи, которые имеют глубокий духовный смысл, взрослые и дети изготавливают рождественских ангелов для украшения елки. Праздничный вечер завершается всегда веселым хороводом и чаепитием в семейной обстановке. Одним из любимых праздников является праздник «Три Спаса», где дети и родители узнают традиции медового, яблочного и орехового спаса, играют в народные игры, поют песни, водят хороводы. Осенью традиционно организуются семейные посиделки «Ларец-дворец», приуроченные ко Дню матери. Здесь рукодельницы- мамы проводят мастер-классы: делятся своими вышивками и ткачеством, мастерством выпечки.

С целью передачи семейных традиций колыбельных песен устраиваются, вечера «Баю-баюшки-баю». Родители представляют всем свои традиции, укачивая малышей, поют семейные колыбельные. Вечера всегда получаются очень трогательными и наполненными большой любовью и лаской. Знакомство с богатырскими традициями защитников Родины происходит на «Богатырских состязаниях», где воспитанники и их родители показывают свою силу, смекалку, волю, соревнуясь в постройке крепости и скачках на конях, юные воины ощущают себя настоящими защитниками Родины. Праздник «Пасхальная ярмарка» объединяет вокруг себя всех членов семьи, вместе играют в хороводные игры и забавы, создают писанки, украшают пасхальное дерево.

В завершении года всегда проходит «Фестиваль семейных театров». Для постановок выбираются литературные произведения, которые в течение года читали родители вместе с детьми. Инсценировки всегда несут в себе нравственный смысл, доступный восприятию дошкольников. Летом проводится всеми любимый праздник «День любви, семьи и верности». В этот день вспоминают историю возникновения праздника, разговаривают о семейных традициях. Важной частью мероприятия становится изготовление ромашки, где на лепестках дети пишут самые добрые и теплые пожелания своим семьям.

Литература:

  1. Официальный сайт RG.RU.Стратегия «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html. Дата обращения: 31.05.2023
  2. Официальный сайт КонсультантПлюс. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/.Дата обращения: 31.05.2023
  3. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ Дата обращения: 31.05.2023

Похожие статьи

Работа по реализации инновационного проекта (программы) «Исток Добра» по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»

В статье авторы пытаются представить деятельность региональной инновационной площадки по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной

В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,

Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники»

В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимоде...

Похожие статьи

Работа по реализации инновационного проекта (программы) «Исток Добра» по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»

В статье авторы пытаются представить деятельность региональной инновационной площадки по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной

В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,

Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники»

В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимоде...

Задать вопрос