Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников
Авторы: Волкова Ирина Анатольевна, Карпова Ольга Ивановна, Фоменко Татьяна Ивановна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Волкова, И. А. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников / И. А. Волкова, О. И. Карпова, Т. И. Фоменко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9287/ (дата обращения: 24.11.2024).
Ключевые слова: семья, духовно-нравственное воспитание, детский сад, ребенок.
Сегодня дошкольное образование выступает в качестве начального уровня общего образования, на основе зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года приказа «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. На современном этапе дошкольная организация постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс ДОУ становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с семьёй.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Социальное партнерство в образовании — это отношения, организуемые образовательным учреждением между двумя и более равноправными субъектами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи наших воспитанников. Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста во многом определяет уровень педагогической компетентности родителей, а также эффективность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Такое взаимодействие мы рассматриваем как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания, обучения и развития дошкольников. И чтобы этот диалог был интересным и содержательным для родителей, необходимо постоянно расширять круг вопросов, решаемых вместе с ними. Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой для педагогов. Методической службой ДОУ был проведен ряд мероприятий по повышению компетенций педагогов в области взаимодействия с родителями. По решению педагогического Совета МДОУ д/с № 100 «Цветик-семицветик» г. Волжского инициативная группа разработала проект «Семья — колыбель духовного развития ребенка». Реализация проекта позволила организовать такое взаимодействие с родителями детей, которое поможет им осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи, ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за то, какие нормы для построения своей жизнедеятельности выберет ребенок. Все планируемые в проекте мероприятия направлены на возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДОУ, активизировать их участие в совместной деятельности с детьми, возможности на практике совершенствовать свою «родительскую» психолого-педагогическую компетентность.
Для реализации цели проекта в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников МДОУ д/с № 100 «Цветик-семицветик» мы применяем традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Нетрадиционные мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми, среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми. Так, с целью формирования у детей дошкольного возраста основ патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Родины на материале истории Сталинградской битвы, в детском саду проведены массовые мероприятия для детей всех возрастных групп и родителей: «Детско-родительская гостиная «Подвиг Сталинграда бессмертен!», фестиваль «Гордимся и помним!». При подготовке к мероприятиям дети совместно с родителями принимали участие в поисково-исследовательской деятельности по изучению истории своего рода, семьи и родственниках, принявших участие в битве на Волге, что способствовало приобщению семьи к героическому прошлому Родины.
Особенно эффективной стала работа по созданию в детском саду музея боевой и воинской славы «Победный Сталинград». Родители, прародители принимали участие в оформлении музея: были собраны семейные фотоматериалы, реликвии семей воспитанников, созданы различные экспозиции о подвигах героев Сталинградской битвы, отдавших свои жизни за освобождение Родины. Проведение подобных мероприятий способствует приобщению воспитанников к памяти поколений через привлечение родителей к совместной деятельности, происходит социально — коммуникативное развитие детей через усвоение традиций и ценностей российского общества, помогает детям овладеть навыками взаимодействия со взрослыми и детьми.
Уже несколько лет наш детский сад совместно с педагогами религиозной организации осуществляет проведение занятий с детьми дошкольного возраста по Программе «Основы православной культуры», что способствует приобщению к православным ценностям и духовному воспитанию дошкольников. С целью духовно-нравственного воспитания педагогами применяются интерактивные формы взаимодействия с родителями — организована работа над совместными театрализованными постановками на основе христианских добродетелей в литературных произведениях.
Задачи:
- Через организацию театрализованной деятельности приобщить детей к святоотеческой литературе, отечественному и мировому культурному наследию.
- Посредством театральных постановок показать красоту христианской нравственности детям дошкольного возраста и их родителям (прародителям), педагогам.
- Расширить и систематизировать у воспитанников знания о культурных и православных традициях России.
- Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей и молодежи.
Создание православного театра «Добронравие» призвано оказать влияние на духовный мир дошкольников, родителей наших воспитанников, прародителей, а также педагогов ДОУ через показ спектаклей православного направления. Вместе с тем, работа над постановками поможет приобщить дошкольников к святоотеческой литературе, расширить и систематизировать знания о культурных и православных традициях России через организацию совместных с родителями событийных праздников православного календаря.
Актуальность работы театра заключается в том, что он охватывает большое количество воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) и воспитанников разного возраста, с разным уровнем способностей, из разных социальных групп. В процессе творческой коллективной деятельности будут созданы благоприятные условия для дальнейшего духовного роста детей и взрослых.
Календарный план проекта направлен на подробное ознакомление детей и взрослых с культурными, православными традициями, праздниками. Все планируемые театральные постановки соответствуют православному календарю.
В рамках подготовки спектаклей планируется проведение мероприятий с детьми и их родителями: музыкально — литературные гостиные, творческие мастерские (по изготовлению атрибутов, костюмов), экскурсии, конкурсы семейных работ, выставки книг, детских, семейных творческих работ по событийному православному календарю («Праздник Покрова», «Воскресенье вербное», «Пасха» и др.).
По окончании проекта планируется проведение фестиваля совместных детско-родительских православных спектаклей «Мы вместе!» Продуктом, созданным в результате реализации проекта, станет гостиная «Теплый дом», где в дальнейшем могут проводиться детско-родительские гостиные, занятия театральной студии и др. виды деятельности духовного воспитания детей и молодежи. Созданная педагогами воспитательная православная среда позволит каждому человеку увидеть то, что надо изменить в себе. Дети и взрослые из семей разного уровня достатка научатся жить по совести и чести, относится ко всем с любовью, уважением и по-доброму.
Подводя итоги сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, можно сделать вывод, что результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.
Похожие статьи
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей
В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов
В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Похожие статьи
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей
В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов
В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.